Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Печатные азбуки и буквари. Букварь — первое пособие для обучения чтению.

Начало Букваря 1657 г. заимствовано из Могилевского Букваря Спиридона Соболя 1636 г., но с изменениями, необходимыми вследствие реформы Никона. Здесь по традиции помещены алфавит и слоги, в разделе «Во исправление языка отрочате, слози словес под титлами» в алфавитном порядке перечисляются подтительные слова. Примеры этих слов были помещены и в предшествующих букварях под заголовком «По ортографии», где они изменялись по падежам, т. е. являлись одновременно и образцами склонений. Составители следующего Букваря, 1657 г., не ставили своей целью дать образцы склонений: изменений по падежам здесь нет, наряду с существительными и прилагательными присутствуют и неизменяемые части речи (наречия). Надо отметить, что в рассматриваемом учебнике по сравнению с изданиями 1634 и 1637 гг. вообще отсутствуют сведения о словоизменении: нет здесь и образцов спряжений глаголов, занимавших значительное место в первых букварях. Это объясняется, видимо, тем, что во время появления пособий Бурцова в Москве еще не было печатных грамматик и первые буквари должны были дать достаточно полный объем сведений о «словенском» языке. В 1648 г. была издана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого с ее богатейшей морфологической частью, поэтому новый учебник мог исключить из себя сложный грамматический материал, стать первоначальным пособием для обучения грамоте.

После подтительных слов помещены тексты для чтения. Среди них нет таких интересных с точки зрения воспитания поучительных и занимательных для детей материалов, какими в пособиях Бурцова были притчи, наставления Товия своему сыну и др. Тексты касаются в основном православно-христианских догм — это Катехизис Стефана Зизания из «Науки по чтению и разумению писма словесного» Лаврентия Зизания 1596 г., Символ веры, заповеди, молитвы из Букваря Спиридона Соболя, причем молитвенная часть по сравнению с этим букварем существенно расширена. Тексты, конечно, отредактированы соответственно с филологическим аспектом реформы Никона.

После текстовой части в учебнике даны разделы «Просодия верхняя или ударение гласа» (надстрочные знаки), «Строчная препинания», «Числа». В более ранних букварях текстовая часть помещалась после всего учебного материала. Букварь 1657 г. более удачно следует логике учебного процесса: вначале ребенок учится правильно читать и понимать текст и лишь потом переходит к сложным надстрочным знакам и знакам препинания, смысл и функции которых вне связного текста понять невозможно.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz