Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ИЗДАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В XVII В.

Очевидно, широко торговал книгами, и прежде всего книгами для обучения, богатый московский «гость» Андрей Никитников — он купил четыре издания Псалтыри: в 1645 г.—12, в 1647—15, в 1648—20, а в 1649 г.—даже 30 экз. книги. Гостиной сотни люди Исаак Ревякин и Андрей Спиридонов купили разных изданий Псалтыри: первый —50, а второй —35 книг. Книги для обучения покупают люди из самых разных торговых рядов Москвы — Овощного ряду, где обычно и продавались книги: Андрей Микифоров —8 книг, Павел Медынцев и Василий Григорьев — по 16, переплетчик Федька Володимеров—4; были покупатели из Ветошного ряду, Сурожского, Москательного, Пушного, Рыбного, Седельного, Сапожного и Суконного, Иконного, Ножевого, Хлебного и др. Многочисленные записи на учебных книгах XVII в. подтверждают, что они чрезвычайно быстро расходились по Руси и реально стоили, покупались и продавались всегда дороже первоначальной цены Печатного двора. Записей «учебного» характера — прописей букв и слогов, неумелых копий учебных текстов, текстов «посланий», обращенных к «государю, батюшке» или «государыне, матушке», больше всего именно на учебных Псалтырях.

Насколько широко необходимы были Часовник и Псалтырь, говорит и соотношение их с важнейшими литургическими изданиями Печатного двора. Вот каким оно было, например, в 1615—1652 гг.

Итак, львиную долю продукции Печатного двора в XVII в. составляла учебная литература, начиная с «первоучебней... малей» книжицы, «азбуце... первоначальныя учению грамоте книги... малым детем в научение и познание божественного писания», по которой «всяк благоверен учится и да навыкает».

С точки зрения истории русской учебной книги важнейшим событием было издание Часовника 1643 г. и учебной Псалтыри 1645 г. В них впервые появляется специальная статья «Наказание ко учителям, како учити детей грамоте и како детям учитися божественному писанию и разумению»— развернутые методические указания» не только чему, но и как учить детей. Цель «Наказания» сформулирована ее составителями следующим образом: «Учителем, иже учат младых отрочат грамоте, како им подобает искусство имети в словесех и в речех и в пословицах, чтобы учеником их было в научение, и во извещение разума...» Точно сформулирована в «Наказании» и последовательность использования при обучении детей различных книг: учить «подобает убо... младых детей первое убо в начале буквам, сиречь азбуце, потом же часовники и псалтыри». Читателям рекомендуется «паче всего» «наказати и изучити учеником: азбука чисто и прямо по существу, како которое слово речию зовется, и неспешно».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz