Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Приказные люди — наиболее грамотный слой городского населения

Школы в посадах обычно существовали при церквах. В Москве священником церкви Введения Богородицы в Барашах в 60-е гг. XVII в. была устроена на собственные средства начальная школа. Но были и светские частные учителя, жившие тут же, на посаде. Так, в описи 1677 г. «обывательским дворам» той же Мещанской слободы значился посадский, который «промышляет» тем, что «в школе учит детей грамоте».

Провинциальные города, даже совсем небольшие, также имели школы грамоты, но о них сохранилось немного сведений, в основном за последнюю четверть XVII в. Так, писцовая книга г. Боровска за 1685 г. сообщает, что на торговой площади и подле богадельни «построена школа для учения детям: строение та школа рождественского попа Ефима». В Нижнем Новгороде школу грамоты организовал протопоп Иван Неронов, сподвижник протопопа Аввакума. Но в основном посадские дети учились у частных лиц. Кормление посредством учительства было распространено среди бобыльства (категории населения, не имевшей земли и не платившей государственных налогов). Указания на это встречаются в источниках. Например, в книге Кеврольского уезда 1673 г. значится «бобыль Якушко Павлов, прозвище Тренка, учит детей». Среди бобылей «было много ремесленников, встречались и люди образованные, занимавшиеся учительством».

Исследования, ставившие целью выяснение уровня грамотности в XVII в. в определенных уездах и городах страны, показывают, что провинция имела значительный процент грамотных. Таких много было среди жителей г. Шуи, где, очевидно, существовала и школа. В Соликамске в 80—90-е гг. среди посадских людей было до 49 % грамотных. В Вологде было немало писцов-профессионалов, ряды которых пополняли «посадские оскудалы люди», знавшие грамоту. Грамотными были и вологжанки: в основном монахини, но также и некоторые из мирянок. Известны три рукописные азбуки (1643, 1667 и 1701), написанные в Вологде и в Устюге Великом. В последнем по документам 53 подьячих были из посадских людей. Намного увеличился в XVII в. и процент книгописцев из посадских людей (ранее этим занимались лица духовные).

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz