Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Книга, предлагаемая вниманию читателей, хронологически открывает дореволюционную серию «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР». Как и вышедшие прежде тома «Очерков», она представляет собой первый опыт воссоздания целостной картины развития отечественной школы и педагогической мысли, но на более раннем его этапе — с древнейших времен до конца XVII в.

Предшествующие тома «Очерков» охватывали относительно короткие периоды отечественной истории — полтора столетия, полстолетия, четверть века. От тома к тому хронологические рубежи стягивались, сужались, и это сужение не было случайным. Оно отражало уплотнение, ускорение исторического процесса, нарастание его сложности и динамизма.

Необходимость учета этой закономерности исторического развития требовала определенных корректив в характере подхода к историко-педагогическому материалу в отдельных томах «Очерков», варьирования способов его отбора и рассмотрения. Указанные изменения шли, однако, в русле привычных форм историко-педагогического анализа, поскольку сама педагогическая реальность нового и новейшего времени была более близкой, знакомой, привычной. Иначе обстоит дело в настоящем томе.

Период, рассматриваемый в данном томе, лишен атмосферы «привычности». Меры и системы отсчета здесь принципиально иные, равно как и представления о мире, человеке и его воспитании. Соответственно для проникновения в сущность педагогической реальности этого периода, для ее понимания и объяснения уже недостаточно модификаций в рамках привычного. Необходимо значительное смещение угла исследовательского зрения и, кроме того, весьма существенная его довооруженность.

Классическая ленинская формула исторического познания —«не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» — ориентирует прежде всего на анализ исходных точек развития, на различение качественных состояний в процессе этого развития. Однако учет преемственности состояний явления вовсе не предполагает прямолинейное понимание этой преемственности, взгляд иа «предыдущее» только как на ступени к «последующему».

Главная | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz