Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

В советской историографии проблемы древнерусской культуры получили широкое освещение в контексте общих социально-экономических и политических процессов, определявших ход отечественной истории. Особенно плодотворно эти проблемы разрабатывались в последние два-три десятилетия. Трудно назвать какой-либо другой период отечественной истории, где советскими учеными в эти годы было сделано так много, как в изучении Древней Руси. Достаточно раскрыть работы А. В. Арциховского, А. А. Зимина, Д. С. Лихачева, В. Т. Пашуто, Б. А. Рыбакова, М. Н. Тихомирова, Л. В. Черепнина, С. О. Шмидта, В. Л. Янина и многих других исследователей, чтобы увидеть, насколько расширились и изменились наши представления о древнейшем и средневековом периодах отечественной истории.

И вместе с тем в этом научном движении наиболее слабым звеном остаются до настоящего времени проблемы древнерусского просвещения. Исследователи, изучавшие литературу, науку, общественную мысль Древней Руси, затрагивали эти проблемы лишь попутно. Историки же педагогики, в ведении которых находилась названная проблематика, долгое время оставались фактически вне общего развития отечественной медиевистики.

Именно в этой области историко-педагогической русистики, где особенно необходимо взаимодействие со смежными науками, в наибольшей мере проявился традиционный изоляционизм историков педагогики, который начал складываться еще в середине 1930-х гг. Не меньшее влияние на отставание историко-педагогического изучения Древней Руси от общего движения советской науки имела восходящая к тем же годам длительная недооценка данного периода отечественного просвещения. Между тем еще в 1938 г. В. Я. Струминский, предостерегая от этой недооценки, отмечал, что древнейший период истории нашей педагогики «кладет известные основы» всему ее дальнейшему развитию, «намечает определенные перспективы» этого развития.

Существенное отставание истории педагогики в изучении просвещения, образования, школы Древней Руси проявилось не только в узости подхода, проблематики, кругозора большей части историко-педагогических работ и в отсутствии крупных, обобщающих исследований, дающих целостную концепцию древнерусского просвещения. Оно особенно наглядно обнажилось в методологии этих работ. Не случайно во многих из них еще встречаются рудименты «апологетического» и «скептического» подходов дореволюционной историографии, подходов, которые получают своеобразную, модернизированную окраску.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz