Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Источниковедение Древней Руси

Начиная с 50-х гг. XX в. были открыты новые источники, заставившие пересмотреть многие устоявшиеся воззрения на древнерусское просвещение. В 1951 г. в Новгороде археологами были найдены берестяные грамоты. В эти же годы в зарубежных книгохранилищах были обнаружены 3 экземпляра «Азбуки» печати Ивана Федорова 1574 и 1578 (условно) гг., изменившие бытовавшее убеждение, что первой печатной азбукой русского происхождения являлась «Азбука» 1634 г. Василия Бурцова. В 1984 г. несколько листов из «Азбуки» Федорова были найдены и в нашей стране.

Новые подходы, наметившиеся в последние годы в изучении науки и культуры средневековья, расширение круга источников, применение особых методов их исследования позволяют по-иному подойти к истории школы и просвещения, углубить ее проблематику, увеличить объем знаний.

Количество письменных источников по истории средневекового периода по сравнению с количеством источников по истории нового и тем более новейшего времени в целом ничтожно мало. Многие из них отражают события и факты односторонне, и нет возможности проверить их показания другими источниками. В арсенале историка-медиевиста гораздо больше так называемых уникальных, т. е. не находящих аналога, источников (для педагогов, например, это такие известные памятники, как «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону»), и гораздо меньше источников массового происхождения.

Как известно, работа с уникальными источниками требует от исследователя большой эрудиции и такта, ибо здесь подстерегает опасность субъективной трактовки. Интерпретация средневековых источников сложна и в целом возможна как при общем знании конкретно-исторических событий, так и при понимании мировосприятия эпохи, характера ее культуры, стиля мышления. Необходимы не только особые знания, но и особый «исторический слух», чтобы услышать то, о чем говорит памятник, а не то, что исследователю хочется услышать.

Среди источников средневековья преобладают рукописные. Сама рукописная литература представляет собой иной феномен по сравнению с печатными памятниками нового времени. При переписке она дополнялась и изменялась; произведения, утратившие популярность у широких кругов читателей, прекращали переписываться и потому встречаются редко. Научное исследование памятника не может быть начато, пока не выяснены количество и характер всех его списков и редакций.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz