Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Источниковедение Древней Руси

В XVII в. в Москве возникли школы с повышенным курсом обучения. Исследователи находят все новые и новые данные о существовании этих школ. Но характер большинства источников таков, что он не дает определенного представления о содержании и методах обучения в школах: основные сведения об училищах находятся в хозяйственных документах московских приказов и фиксируют денежные и вещевые выдачи на нужды той или иной школы. Даже о начальном этапе деятельности Славяно-греко-латинской академии мы знаем в основном из документов Казенного патриаршего приказа. О содержании обучения дают некоторое понятие учебные книги, создававшиеся для курсов повышенного обучения самими учителями, например братьями Лихудами.

Много ценнейших данных о школах содержат документы московских приказов и городовые писцовые книги, которые не стали пока достоянием истории педагогики. Сплошной просмотр их чрезвычайно важен, так как он поможет внести ясность в вопрос о существовании школ в провинции. Полезными являются и данные переписных книг, отражавших занятия городского населения. Изучение самых различных материалов, связанных с крупными монастырями, дает важные сведения о школах.

Особым видом источника для характеристики древнерусской школы и педагогической мысли является литература, предназначенная для обучения. Анализ учебной литературы не только помогает лучше понять методику обучения, но и показывает постепенный процесс кристаллизации педагогической мысли, выделения типа учебной книги из «научного» (в средневековом понимании) типа книги. Здесь ясно отражены и характер, и цели обучения. В рукописных изданиях имеются предисловия и послесловия, оглавления, пометы (записи на полях), предназначенные для учеников и учителей,— все это драгоценный для педагогики материал.

Из литературных источников особого внимания заслуживают записки иностранцев. Иностранцев, как правило, интересовали школы и просвещение в России, но неумение и нежелание большинства из них понять самобытность русской культуры, непохожей на привычные и считаемые единственно возможными европейские образцы, приводят к тому, что нельзя полностью доверять сведениям записок. Исследователям в каждом отдельном случае приходится учитывать характер и особенности тех или иных записок иностранцев, проверять степень их достоверности путем сравнения с данными русских источников.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz