Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Cистема общественных отношений

Сущность различий в анализе длительных и относительно коротких исторических периодов красноречиво показана академиком Д. С. Лихачевым на историко-литературном материале: «Подходы к определению изменений в пределах десятилетий и в пределах нескольких веков принципиально различны. В первом случае на передний план выступает зависимость историко-литературных изменений от исторических событий, во втором — зависимость литературы от особенностей исторического развития в целом. Для определения первых различий необходимо наблюдение над единичными явлениями литературы, для определения вторых — широкие обобщения огромного материала и суммирование их в характеристиках эпох, основанных в значительной мере на чувстве стиля — стиля эпохи».

Отмеченные отличия характерны не только для историко-литературного, но и для всякого историко-научного исследования, в том числе для историко-педагогического.

Столь же значима и другая мысль Д. С. Лихачева: «Как бы ни были трудны определения эпох сравнительно с определением коротких периодов, их необходимо сделать даже для того, чтобы выяснить исторический смысл изменений на коротких дистанциях» (там же).

Анализ развития педагогических представлений и воспитательной практики в ту эпоху, которой посвящен данный том, позволяет увидеть школу и педагогическую мысль в широкой исторической перспективе, рассмотреть истоки и основные направления их генезиса и в итоге понять сущность прогресса в педагогике как движения к «открытию» и познанию человека, к открытию и познанию закономерностей его развития и воспитания.

Настоящая книга, охватывающая многовековой период истории нашей Родины, не претендует и не может претендовать на полное и всестороннее историко-педагогическое его освещение. История педагогики еще только приступает к изучению этой эпохи. Еще только формируется корпус источников, которые предстоит подвергнуть историко-педагогическому анализу, только начинается их осмысление, теоретическая разработка принципов, путей и методов исследования истории воспитания, образования и обучения у народов нашей страны в ранние периоды их развития. Предпринятое в данном томе первичное обобщение накопленного материала представлялось необходимым этапом начавшейся исследовательской работы, этапом «стягивания» и одновременно накопления, углубления знания, без которого был бы затруднителен его дальнейший рост.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz