Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Cистема общественных отношений

Именно это даст необходимый импульс и материал для работы еще в одном важнейшем направлении — для разработки методологических и теоретических проблем собственно историко-педагогического познания наследия древнего периода отечественной истории, для широкого анализа историко-педагогических явлений в общем контексте развития отечественной и мировой культуры средневековья. Концепция закономерности развития мировой культуры, выдвинутая академиком Н. И. Конрадом , концепция русского Предвозрождения и русского историко-литературного процесса, обоснованная академиком Д. С. Лихачевым , идеи А. Я. Гуревича и С. С. Аверинцева о характере средневековой культуры, средневекового сознания и многое другое при соответствующем их историко-педагогическом осмыслении откроют новые теоретические горизонты для историко-педагогической медиевистики.

Выход на этот уровень осмысления и освоения педагогической реальности рассматриваемой эпохи является сегодня наиболее актуальным. Сущность этой реальности не может быть понята только на основе работ историко-методического уровня. Необходимо, говоря словами К. Маркса и Ф. Энгельса, возвыситься до «теоретического понимания всего хода исторического движения». Историко-методические работы не могут дать такого понимания. Эти работы, безусловно, будут разрастаться и развиваться (и чем более интенсивно, тем лучше), но, опираясь на теоретический пласт, они сами сегодня обретут иное звучание. И главное, исчезнет та подмена, которую мы сегодня наблюдаем в большей части историко-педагогических работ, методика перестанет быть синонимом педагогики, педагогической мысли древних эпох.

Исследователям еще предстоит рассмотреть на теоретическом уровне такие важнейшие, но до настоящего времени не решенные проблемы, как само понимание педагогики Древней Руси, форм ее «бытования» и развития, ее социальной роли, ее места в системе идеологии и культуры; отражение в ней средневекового общественного сознания и влияние на нее идейных и духовных движений эпохи (в последние годы началось перспективное изучение одной из сфер такого влияния — народных традиций воспитания, народной педагогики); предстоит рассмотреть основной круг идей и теоретических представлений педагогики Древней Руси, способы и средства их выражения, их развитие и взаимосвязь с идеями и представлениями, выдвигаемыми другими формами средневекового сознания (в частности, при переходе от статичного к динамичному восприятию мира, при появлении историзма сознания и открытии ценности отдельной человеческой личности); процесс секуляризации педагогики, ее эмансипации от теологии, философии и литературы; сущность самого историко-педагогического процесса в Древней Руси, его характер и специфику, его движущие силы, этапы и периоды (в соотнесении с общеисторической периодизацией, с периодизацией истории культуры и с обоснованием своих собственных критериев периодизации); причины возникновения тех или иных педагогических явлений; особенности национального педагогического процесса в сравнении с мировым историко-педагогическим процессом средневековья, с его проявлениями в других странах и регионах и т. д.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz