Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Аспект теоретического рассмотрения

Аспект теоретического рассмотрения — соотнесение национального и инонационального в историко-педагогическом процессе и в педагогическом наследии Древней Руси — представляется тем более актуальным, что в настоящее время наметились две противоположные тенденции в освещении этого наследия: одна — в работах историков смежных областей знания, другая — в исследованиях историков педагогики. Историки науки в силу более широкой осведомленности и сознательной установки на компаративноконтактные исследования при оценке тех или иных явлений педагогической действительности Древней Руси, в частности древнерусской учебной литературы, делают акцент на проблеме взаимосвязей, взаимовлияний и заимствований. Историки педагогики в силу неразработанности методологии и методики сравнительных историко-педагогических исследований, а также в силу не менее сознательной установки на изучение традиций народной педагогики акцентируют проблемы национального своеобразия, национальных корней тех или иных педагогических идей древности и средневековья.

Очевидно, что эта установка историков педагогики перспективна и правомерна, особенно в свете того обстоятельства, что народная педагогика в последнее двадцатилетие не без труда получила гражданские права в педагогической науке. Однако не следует ограничиваться только этой установкой, не следует, говоря словами историка литературы академика А. С. Орлова, «уединять» древнерусскую педагогику «как что-то туземное».

Историкам педагогики еще предстоит найти «правомерную соотнесенность» названных аспектов изучения педагогического наследия Древней Руси — поиска национальных корней и формационной общности русской и мировой педагогической мысли. Предстоит уяснить, что национальная специфика педагогической мысли, как и любой другой сферы общественного сознания, «возникает на почве ее национального социально-исторического развития при участии обусловленных этим развитием иностранных влияний, но выясняется она с помощью инонациональных историко-типологических сопоставлений в общих пределах соответствующих социально-экономических формаций».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz