Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Не менее важным, чем совершенствование методологии изучения педагогического наследия Древней Руси, чем освоение добытого другими науками фактического материала, является самостоятельный и целенаправленный историко-педагогический поиск такого материала. При той рыхлости и ограниченности источниковой базы, которой сегодня располагает историко-педагогическая литература, нет оснований смущаться, если этот поиск на первых порах будет мозаичным и фактографическим. Сейчас важно расширить поиск, привлекая к нему возможно большее число источников и возможно более широкий круг представителей самых различных специальностей. Дело историков педагогики будет состоять в том, чтобы, опираясь на помощь специалистов, кристаллизовать имеющийся в этих источниках историко-педагогический материал, осмыслить его с точки зрения своей специальности, обработать по собственным методикам (которые также еще предстоит создать), выстроить его, систематизировать и в дальнейшем на этой основе и на основе той теоретической работы, о которой выше шла речь, создать целостную концепцию историко-педагогического процесса в Древней Руси, целостное представление об этом процессе.

Это и будет реальным воплощением комплексного, интеграционного, системного подхода к историко-педагогической проблематике, в частности к освоению педагогического наследия Древней Руси. И только такой подход сможет в итоге дать подлинное, научное представление об этом наследии.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ И ШКОЛЫ

Вопрос о грамотности, образовании, школе в допетровскую эпоху — один из наиболее важных и в то же время наиболее спорных в историографии культуры и просвещения Русского государства. Дореволюционными исследователями был собран значительный источниковый материал по этому вопросу, выделены многие важные аспекты его изучения, написаны крупные работы, посвященные древнерусской школе. Однако обширная дореволюцонная историография древнерусского просвещения весьма противоречива. Она группируется в основном вокруг двух полярно противоположных точек зрения: одна их них — утверждение о полной безграмотности и невежественности населения Древней Руси, другая — идеализация древнерусской школы и образованности.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz