Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Василий Тяпинский

Ученый защищал идею образования на родном языке, смело ставил вопрос о создании белорусских школ для простого народа, с тем чтобы поднимать его национальное самосознание. В своей переводческой и издательской деятельности он широко вводил в литературный язык элементы живой разговорной народной речи. В. Тяпинский стремился убедить читателя, что белорусский народ имеет все основания гордиться своим языком и использовать его для перевода книг, в том числе и Священного писания.

В. Тяпинский призывал к возрождению былой славы славян, которая, по его мнению, померкла и может исчезнуть по вине духовных и светских феодалов, отступивших от традиций прошлого и тем самым содействовавших культурному и духовному упадку народных масс. Путь для возрождения былой славянской славы В. Тяпинский усматривал в создании собственных школ и проявлении заботы о просвещении трудящихся. Он считал, что нельзя допустить, чтобы народ погибал от недостатка образования. Необходимо использовать материальные средства, которыми располагает духовенство, на развитие школьного образования и науки в интересах народа.

В предисловии В. Тяпинского к Евангелию нашли отражение взгляды лучших представителей белорусской народности, мужественно выступавших в защиту своего народа против политики полонизации, несмотря на опасности и трудности, угрожавшие им со стороны церкви и государственной власти.

В то время как остальные народы Прибалтики на долгие века попали под власть иноземных захватчиков, Литва не только отстояла независимость, но и распространила свою власть на значительную часть земель Восточной Европы. Важнейшие события в политической и идеологической жизни Литвы исследуемого периода (разложение первобытнообщинного строя, образование в начале XIII в. раннефеодального Литовского государства и его превращение в многонациональное Великое княжество Литовское, унии с Польшей 1385 и 1569 гг., введение в 1387 г. католичества, проникновение на литовские земли в первой половине XVI в. реформацион ных идей и ожесточенная борьба с ними католической церкви, завершившаяся во второй половине XVII в. решительной победой контрреформации) явились важными вехами на пути развития литовской педагогики, оказали непосредственное влияние на педагогическую мысль, на содержание и структуру образования.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz