Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Василий Тяпинский

Идеи народной педагогики, сложившиеся веками приемы и методы воспитания, подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности в феодальном обществе во многом определяли формирование личности. Для народных масс Литвы, при феодализме лишь в слабой степени подверженных воздействию созданной церковью и находящейся под ее непосредственным влиянием системы школьного образования, они полностью сохраняли свою значимость.

На протяжении длительного периода литовская школа создавалась по общеевропейским образцам и воплощала на практике педагогические идеи, воспринятые из Западной Европы. Это положение несколько изменилось, когда Литва из окраины католической Европы превратилась в один из важных центров восточноевропейской Реформации. Реформация активизировала идейную жизнь страны, способствовала появлению целой группы деятелей, серьезно озабоченных положением литовской школы и стремившихся перестроить ее с учетом не только достижений европейской педагогической мысли (в частности, трудов Я. А. Коменского), но и потребностей развития литовской культуры, языка, письменности и литературы.

Но нельзя не отметить всей сложности оценки влияния, оказанного на Литву развитой феодальной культурой белорусских и украинских земель, Польши и других европейских стран. Благодаря развитию связей с другими народами, умелому использованию их достижений, в том числе и в области образования, Литве удалось достаточно быстро преодолеть отставание от других стран Восточной Европы. Сравнительно поздно вышедшее на историческую арену, Литовское государство вскоре уже играло видную роль в международных отношениях, превратилось в мощную державу. Но усвоение его господствующим классом феодальной культуры соседних стран привело к созданию в Литве системы образования, не отражавшей традиций литовского народа. Оба типа образования, доступные литовцам,— существовавший среди православного населения Великого княжества или предлагаемый католической церковью — нацеливали на усвоение иностранного языка (западнорусского или латинского). В результате развитие системы образования все более отрывало образованную часть литовского общества от ее национальных корней.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz