Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ И ШКОЛА В ЛИТВЕ В XIII -XVII ВВ.

Литовская школа и педагогика в исследуемый период прошли большой и сложный путь. Характерное для Великого княжества Литовского сосуществование различных идеологических, религиозных систем, традиций и течений, их борьба, взаимное влияние ярко отразились и в Области просвещения. В Литве параллельно действовали школы разного уровня, созданные представителями различных вероисповеданий, существовало несколько педагогических структур, организационно не связанных между собой и даже конкурировавших друг с другом.

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ШКОЛА В ЛИТВЕ В XIII -XVII ВВ.

Великое княжество Литовское и древнерусские педагогические традиции

С середины XII в., пользуясь ослаблением Руси в период ее феодальной раздробленности, литовские дружины нередко нападали на земли нынешней Белоруссии, угрожали Новгороду и Пскову, появлялись в Польше. В начале XIII в. литовцы начали борьбу с немецкими феодалами, которые утвердились на латышских, эстонских и прусских землях и угрожали самой Литве. В начале XIII в. возник союз литовских племен, а к середине XIII в. князь Восточной Литвы (Аукшайтии) Миндовг (Миндаугас) объединяет племенные княжества в литовскую монархию.

Процесс образования раннефеодального Литовского государства сопровождался переходом литовских князей от набегов на восточнославянские земли к их присоединению. Этот процесс усилился после монголо-татарского нашествия. Как отмечал Ф. Энгельс, «в те времена, когда Великороссия попала под монгольское иго, Белоруссия и Малороссия нашли себе защиту от азиатского нашествия, присоединившись к так называемому Литовскому княжеству». Присоединение западнорусских княжеств, укрепляя силы Литовского государства, способствовало и успеху его борьбы с немецкой феодальной экспансией.

Важно подчеркнуть, что западнорусские земли и в составе Великого княжества Литовского сохраняли свое внутреннее единство и первоначально характеризовались более высоким уровнем развития феодальных отношений, чем земли коренной Литвы. Здесь сохранялись и продолжались традиции древнерусской культуры: еще в период Киевской Руси сложилась определенная педагогическая система, существовали монастырские школы, бытовали другие формы передачи знаний, было широко распространено, в частности, обучение грамоте. С присоединением западнорусских княжеств к Литве некоторые элементы этой системы — и прежде всего славянская грамота — стали доступны литовцам, в том числе и населению коренных литовских земель.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz