Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ И ШКОЛА В ЛИТВЕ В XIII -XVII ВВ.

Тем не менее развитие кириллической письменности в Литве способствовало появлению принципиально нового типа образования, одним из важных элементов которого являлась грамотность.

Обращаясь к деятельности восточнославянских (а возможно, и литовских) педагогов, способствовавших распространению в Литве славянской грамоты, исследователь находится в чрезвычайно сложном положении. С одной стороны, налицо вполне масштабные результаты их деятельности. Уже в первой половине XVI в. круг лиц, владевших в Великом княжестве кириллической письменностью и славянским языком, очень широк. Это многочисленные должностные лица — воеводы, старосты, наместники, державцы, королевские придворные, в значительной своей массе — литовцы по происхождению и католики по вероисповеданию. (Они получали документы из великокняжеской канцелярии, сами составляли на славянском языке «листы» литовским, украинским и белорусским боярам — шляхте, горожанам, распоряжения крестьянам и т. п.) Это ещеболее многочисленные рядовые бояре, горожане, способные не только прочесть, но и составить аналогичные документы, т. е. обладающие умением читать и писать. Но с другой стороны, вплоть до второй половины XVI в. мы не располагаем документальными сведениями о существовании в Литве каких-либо школ или иных форм организованного обучения славянской грамоте.

Известно, впрочем, что индивидуальное обучение такой грамоте в XVI в. велось в великокняжеской канцелярии. Возможно, что аналогичный метод подготовки кадров будущих чиновников применяли и другие органы управления, существовавшие при воеводах и наместниках. Но разумеется, число лиц, изучивших грамоту таким образом, не могло быть велико. Канцелярии отнюдь не ставили своей целью обучать грамоте всех желающих, да и физически не могли бы обучить славянскому письму сотни и тысячи людей, владевших им в Литве уже в XVI в. По-видимому, большинство изучали славянскую грамоту другим способом. Какую-то роль при этом могли сыграть православные церковные приходы в Вильнюсе. Хотя о существовании в Литве православных школ вплоть до второй половины XVI в. нет документальных данных, православное духовенство, несомненно, в той или иной форме обучало детей катехизису, могло привлекаться и для обучения чтению и письму. Но по-видимому, основной формой обучения славянской грамоте являлось все же домашнее обучение — у родителей, у других грамотных людей, может быть, у странствующих учителей. При этом нельзя исключить и возможность существования не только индивидуальных, но и групповых форм обучения. Какие при этом применялись методы обучения, какие тексты (вероятно, церковные) использовались в качестве учебных пособий, судить трудно.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz