Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в Литве с конца XIV до начала XVI в. и обучение литовцев за рубежом

Католические школы в Литве с конца XIV до начала XVI в. и обучение литовцев за рубежом

Влияние на Литву западноевропейской педагогики вплоть до конца XIV в. было минимальным, в сущности ничтожным. И это вполне объяснимо. Ведь Орден, смертельный враг языческой Литвы, был авангардом западноевропейского рыцарства, в набегах на литовские земли участвовали феодалы чуть ли не всей католической Европы, вдохновляемые папством.

Впрочем, первые контакты литовского общества с западным христианством относятся уже к середине XIII в. В 1251 г. князь Миндовг, заключив соглашение с Ливонским орденом, принял католичество, получил от папы королевскую корону и основал в Литве епископство. Хотя вскоре (около 1260 г.) Миндовг вернулся к язычеству, попытки католической церкви проникнуть в Литву не прекращались. Уже в первой половине XIV в. в Вильнюсе существовали костелы францисканцев и доминиканцев, которым покровительствовали некоторые представители литовской знати. Не исключено, что католическое духовенство уже в этот период могло практиковать и какие-то простейшие формы учебной деятельности, прежде всего среди католического населения литовской столицы (выходцев из Западной Европы), может быть, и среди отдельных представителей литовской знати.

Поддерживая дипломатические контакты с Ливонским и Тевтонским орденами, с Польшей, с другими европейскими странами, литовские князья испытывали нужду в людях, знавших латинский язык и способных составлять от их имени послания, грамоты и другие документы. Эти функции в то время выполняли прежде всего иностранцы (нередко монахи), принятые на литовскую службу. Но очевидно, и некоторые литовцы, в частности члены княжеской семьи, изучали западноевропейские языки, прежде всего немецкий, а также польский. По всей вероятности, изучение языков осуществлялось в результате непосредственных контактов с языковой средой или под руководством лиц, владевших этими языками. С помощью домашнего образования представители знати могли приобретать знания и о жизни других стран, обычаях и нравах чужеземных народов. Но в этот период латинская грамотность, достижения духовной культуры западноевропейского средневековья были доступны лишь единичным представителям литовского народа. Постепенное развитие домашнего образования, сочетание в нем традиций народной педагогики с элементами школьных знаний (чтением, письмом, прежде всего славянским) в языческой Литве не привели к оформлению системы образования, к созданию специальных учебных заведений — школ. Первые элементы этой системы возникнут лишь в конце XIV — начале XV в.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz