Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в Литве с конца XIV до начала XVI в. и обучение литовцев за рубежом

Этот период в истории Литвы ознаменован событиями, имевшими огромное влияние на все стороны общественно-политической жизни страны. Угроза со стороны Тевтонского и Ливонского орденов заставила правящие Круги Литвы искать союза с Польшей. Этот союз был заключен в форме династической унии. Литовский великий князь Ягайло (Иогайла) женился на польской королеве Ядвиге и в 1386 г. был коронован польским королем под именем Владислава. Крещение Литвы по католическому обряду в 1387 г. должно было лишить крестоносцев предлога для постоянных нападений на литовские земли. В том же году Ягайло издал грамоту об основании Вильнюсского епископства, получившего богатые пожалования, и предоставил значительные привилегии литовским боярам-католикам.

Предпринятое по инициативе Ягайлы крещение затронуло только литовцев-язычников. Литовцы, ранее принявшие православие, в том числе некоторые братья Ягайлы, сохранили прежнее вероисповедание. Правительство придерживалось веротерпимости, т. е. проводило политику, наиболее приемлемую в условиях многонационального государства с преимущественно православным населением. Однако введение в Литве католичества, его насаждение в народных массах способствовали включению литовских земель в иной, западноевропейский культурный ареал. Дальнейшее развитие литовской культуры, общественной мысли, и в том числе педагогики, протекало уже в русле западноевропейской культурной традиции. Первоначально влияние католичества на литовские земли было, впрочем, незначительно, затрагивало преимущественно верхушку литовского общества. В сознании народных масс, в их обычаях, обрядах сохранялись многочисленные пережитки язычества.

Изменения, протекавшие в литовском обществе, оформление привилегий феодалов, создание католической иерархии и церковных приходов, рост государственного аппарата, развитие отношений Литвы с другими странами Европы вызывали острую потребность в квалифицированных кадрах. Как отмечалось выше, сложившаяся ранее традиционная система обучения славянской грамоте сохраняла свое значение и продолжала играть видную роль в подготовке кадров для центральной и местной администрации. Но в новых условиях этот тип образования не мог полностью удовлетворить запросы литовского феодального государства. Ему были необходимы чиновники, знавшие западные языки — латынь, польский, немецкий. В еще большей степени потребность в лицах, получивших образование западноевропейского типа, испытывала в Литве католическая церковь.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz