Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в Литве с конца XIV до начала XVI в. и обучение литовцев за рубежом

Деятельность созданных на литовских землях католических приходов, пропаганда христианского вероучения могли быть эффективны лишь при условии знания проповедниками и священнослужителями местного языка. Хроники рассказывают, что в момент крещения Литвы Ягайло, сам принявший католичество за год до этого, лично разъяснял населению по-литовски догматы католической религии. И дело не только в том, что тем самым король подкреплял авторитет новой религии собственным авторитетом. Приехавшие из Польши священнослужители, не зная литовского языка, были лишены возможности общаться с местным населением, а литовцев, способных занять церковные должности, еще не было, так как они не знали латыни.

Именно католической церкви и была поручена организация школьного дела. На литовских землях стала складываться система образования, обычная в средние века для католических стран Европы.

В средневековой Европе система образования, как правило, состояла из двух основных ступеней, организационно не связанных между собою. Первая — начальное образование — непосредственно подчинялась церкви и ее органам. Наиболее важным звеном этой системы были школы при кафедральных соборах в центрах епархий, подчиненные специальным должностным лицам — кафедральным схоластам. Как и школы, возникавшие в монастырях, это были прежде всего школы латинского типа, готовившие к духовному званию.

В ряде католических церковных приходов создавались также приходские школы. Они подчинялись настоятелям приходских храмов, но в некоторых городах представители мещанства (городские советы), выступая против гегемонии церковных властей, добивались частичного контроля над деятельностью приходских школ.

По своему характеру приходские школы были бессословными. В них обучались представители почти всех сословий и групп —дети и горожан, и феодалов, и даже крестьян, и все они, по крайней мере формально, пользовались одинаковыми правами. Одинаковой, не зависящей от сословной принадлежности учащихся была и программа обучения. В приходских школах сначала обучали только чтению (как правило, латинских текстов), письму и церковному пению. Однако в городских приходских школах мещане добивались учета своих практических нужд (обучения ведению записей деловых операций, судебных дел, переписки и т. п.) и изучения грамматики, риторики и диалектики, которые составляли низшую ступень в цикле семи свободных искусств — тривиум. Высшая ступень этого цикла — квадривиум — была доступна исключительно кандидатам в духовное звание. Основными учебными книгами были катехизис и молитвенники, которые заучивали наизусть. В этих школах обучались только мальчики; девочкам, даже из знатных семей, было открыто только домашнее или монастырское обучение. В начальных школах приобретались знания, необходимые для обучения в европейских университетах.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz