Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в Литве с конца XIV до начала XVI в. и обучение литовцев за рубежом

Главное внимание в преподавании (это нашло отражение в инструкции епископа) уделялось закону божьему. Основной задачей обучения в школах, призванных готовить церковные кадры, было изучение основ католицизма. Но при этом ученики приобретали некоторые познания в латинском языке, математике, других науках, необходимых и в светской жизни.

По количеству приходских школ Литва и в XV, и в XVI в. еще сильно уступала передовым странам Европы. Нехватка школ в какой-то мере восполнялась с помощью индивидуального и частного обучения. В рассматриваемый период продолжало развиваться и начальное обучение в монастырях, зародившееся, возможно, еще до официального принятия Литвой католичества. Литовские католические начальные школы, хотя и выполняли важную роль в распространении в Литве католической идеологии и способствовали развитию литовской системы образования, не были способны самостоятельно подготовить действительно квалифицированные кадры, необходимые литовскому феодальному государству. Это заставило литовское правительство искать пути скорейшего решения данной проблемы.

Поскольку из-за отсутствия собственных научных кадров создание в Литве высшего учебного заведения в тот момент было невозможно, возникла идея использования одной из европейских высших школ. Первоначально выбор был остановлен на пражском Карлове университете. 10 ноября 1397 г. польская королева Ядвига основала при нем бурсу (общежитие) для литовских студентов, выделив на ее содержание значительный капитал. Бурса, открытая только в 1411 г., не оправдала возложенных на нее надежд: литовских студентов в Праге обучалось мало. Это было связано с тем, что уже в 1400 г. выполнение данной задачи взял на себя другой научный центр — краковский Ягеллонский университет. Созданный в 1364 г. королем Казимиром III, этот университет к концу XIV в. пришел в упадок и был возрожден по инициативе Ядвиги и Ягайлы в качестве общего для Польши и Литвы высшего учебного заведения. Одной из его задач было содействие христианизации Литвы. Образцом для университета во многом послужила парижская Сорбонна. В нем существовали 42 кафедры (11 —теологии, 8 — права, 1 — медицины и 22 — свободных искусств). Как и в остальных европейских университетах, в Ягеллонском университете было четыре факультета: свободных искусств (фактически выполнявший роль подготовительного отделения), права, медицины и теологии. На факультете свободных искусств изучались тривиум и квадривиум. Обучение велось, как всюду в Европе, на латинском языке, в форме лекций и диспутов. После овладения курсом тривиума и сдачи соответствующего экзамена присуждалась степень бакалавра искусств, после квадривиума — магистра искусств. На высших факультетах, куда можно было поступить лишь после окончания факультета свободных искусств, присуждались степени магистра или доктора права, медицины, богословия. Студенты жили в особых общежитиях — коллегиях, здесь же проживали преподаватели и проводились занятия. Как и другие университеты, Ягеллонский университет пользовался широкой автономией, хотя и находился под контролем коронного канцлера.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz