Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы

Осуществляя миссионерскую деятельность на восточнославянских землях Речи Посполитой, иезуиты, утвердившись в Литве, уже в 80-е гг. XVI в. приступили к созданию первых коллегий и на белорусских землях. Иезуитские коллегии возникли в Полоцке (1580), Несвиже (1587), Орше (1616), Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Пинске (1638), Новогрудке (1644), Витебске (1649), Минске (1672). Значительную поддержку иезуитским школам оказывали правительство, католические магнаты. От них коллегии получали земельные пожалования, денежные суммы. Так, например, король Владислав IV в 1634 г. пожаловал деревню в Могилевской экономии на содержание бурсы для детей бедной шляхты при Оршанской коллегии. При поддержке князей Радзивиллов была создана коллегия в Несвиже, принадлежавшем этой магнатской семье. Литовский канцлер Марциан Огинский в 1688 г. завещал Минской коллегии 50 тыс. злотых специально для обучения шляхетской молодежи и создания школ «в русских краях», т. е. на белорусских землях.

Довольно высокий для своего времени уровень образования, его светский характер, бесплатное обучение привлекали в иезуитские коллегии не только католиков, но и униатов, православных, протестантов.

Уже в XVII в. иезуиты обеспечили себе ведущую роль в распространении образования среди представителей местного господствующего класса (шляхты). Они привлекали в коллегии талантливых выходцев из других сословий, в том числе и из бедных семей, стремясь поставить их на службу ордену, делу распространения католицизма.

Однако деятельность коллегий нередко вызывала резкую критику, и не только со стороны религиозных противников, возмущенных попытками иезуитов вмешиваться в городскую жизнь, ограничить права православных, не признавших унии. Даже покровители ордена иногда нелестно отзывались о качестве образования в школах, высказывали рекомендации по его совершенствованию. В частности, упоминавшийся выше М. Огинский отметил, что учащиеся вынуждены усваивать ненужные сведения, отягощавшие ум, между тем нередко, завершив образование, «до трех сосчитать и письмо написать не умеют и ни к чему не пригодны». Канцлер считал, что шляхетской молодежи нужны прежде всего этика и поэтика (воспитывавшая умение составлять документы, речи), арифметика (необходимая в хозяйственных делах), геометрия (для измерения земельных угодий), архитектура, юриспруденция. Он требовал от минских иезуитов организовать обучение молодежи иностранным языкам — итальянскому, немецкому, французскому, привлекая для этого иностранных преподавателей. По-видимому,. Огинский выражал точку зрения довольно широких кругов литовско-белорусских феодалов, стремившихся обеспечить более тесную связь школьных знаний с практическими потребностями господствующего класса. Тем не менее в целом иезуитские коллегии сохраняли популярность среди шляхты, несмотря на некоторое снижение уровня образования в них, наметившееся во второй половине XVII в. Другие католические школы, существовавшие на территории Белоруссии (при бернардинских, доминиканских, францисканских монастырях, приходских костелах), по сравнению с ними играли лишь второстепенную роль.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz