Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в Литве с конца XIV до начала XVI в. и обучение литовцев за рубежом

На протяжении XV в. лекции в Кракове прослушали примерно 18 500 студентов, в XVI в.— 19 500, причем число иностранных студентов в 1433—1509 гг. достигало 44%. Среди них студенты из Литвы в XV—XVI вв. составляли 1,1% (в XV в. известен 201 человек, в XVI в.—229). Вплоть до середины XVI в. число литовских студентов в Кракове росло. Роль Краковского университета в подготовке кадров для Литвы была довольно значительной.

Большинство студентов, в том числе и литовцев, ограничивались изучением нескольких курсов. Далеко не все они добивались даже первой ученой степени — бакалавра. В XV в. эту степень, предоставлявшую право преподавания на начальных курсах, получили 67 «литвинов», т. е. выходцев из Великого княжества Литовского. 17 «литвинов» тогда же получили звание магистра искусств, некоторые из них добились степени доктора права, в 1443 г. профессором права в университете стал магистр Андрей Госковиц из Вильнюса, впоследствии вильнюсский епископ. Некоторые студенты, получив в Кракове первые ученые степени, продолжали затем образование в других европейских высших школах. Например, белорусский просветитель Ф. Скорина, поступив в Краковский университет, получил там степень бакалавра, а затем степень доктора медицины в Падуанском университете. Ян Филиппович из Вильнюса в 1495 г. получил в Болонье степень доктора церковного права. Обучались литовцы и в других европейских университетах.

Значение Краковского университета для Литвы было велико еще и потому, что эта высшая школа способствовала усвоению литовской молодежью передовых для своего времени научных знаний и идей Возрождения и гуманизма. Распространение их стало предпосылкой формирования у передовых представителей литовского общества критического отношения к официальной церковной доктрине, восприятия идей Реформации.

Таким образом, в рассмотренный период в развитии образования и просвещения в Литве были достигнуты определенные успехи. Однако система образования переживала еще период становления. Немногочисленные католические приходские школы были не в состоянии дать образование всем желающим. Сеть их была развита недостаточно, они обеспечивали лишь получение начального образования, а уровень преподавания в них не удовлетворял передовую часть литовского общества. Латинская грамотность, составлявшая основу средневекового школьного образования, распространялась довольно медленно, была доступна сравнительно узкому кругу людей. Недостаточное развитие школьной системы отчасти компенсировалось домашним обучением «латинского» типа. Эта форма обучения, первоначально доступная преимущественно представителям знати, к началу XVI в. получила более широкое развитие, и большинство шляхетской молодежи, обучавшейся в XV—XVI вв. в заграничных университетах, было подготовлено к этому в домашних «школах». Осенью 1528 г., например, в Краковский университет были зачислены шестеро юношей из Литвы, в числе которых находились ставшие позднее видными деятелями просвещения А. Кульветис, Ю. Заблоцкий, С. Раполенис. Из имматрикуляционных записей видно, что к поступлению в университет они готовились в имении в Жемайтии, неподалеку от Расейняй. В числе этих лиц не было ни одного представителя знати, следовательно, домашнее обучение практиковалось и в среде мелкой и средней шляхты.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz