Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Протестантские школы Литвы в XVI—XVII вв.

Во второй половине XVI в. Радзивиллами в их частновладельческих городах Биржай (Биржи) и Кедайняй (Кейданы) были созданы две кальвинистские школы, в 20—30-е гг. XVII в. преобразованные в средние школы — гимназии. Так, в 1631 г. Христофор Радзивилл выделил значительную сумму для приобретения в Кедайняй дома, половина которого была передана для классов, а вторая половина — для жительства проповедников. Один из них должен был служить на польском, а другой — на литовском языке; оба они читали в школе богословие; кроме них преподавали ректор и три его помощника. После 1647 г. в этой гимназии насчитывалось 9 учителей.

В конце XVI—XVII в. на территории Литвы существовал ряд других кальвинистских начальных школ, созданных при церковных приходах, где дети изучали религию, а также счет, чтение, письмо.

Обучение в кальвинистских школах находилось под контролем религиозных властей — синодов, которые разрабатывали план обучения, назначали ректоров и учителей, определяли им жалованье, рекомендовали способных молодых людей в качестве домашних учителей в семьи знатных единоверцев. Они же избирали так называемых сеньоров или схоларов — духовных и светских попечителей школ, которые присутствовали на экзаменах, наблюдали за добропорядочностью и усердием учеников и учителей, заботились об удовлетворении текущих нужд школ и ежегодно отчитывались перед синодом. Синоды же составляли уставы школ и контролировали их выполнение.

Протестантские школы носили конфессиональный характер, и основы христианского вероучения были в них важнейшим учебным предметом. Первоначально даже изучение классической латыни и древнегреческого языка велось по катехизисам, составленным Ж. Кальвином и Р. Стефано. При изучении древних языков использовались труды и античных авторов (Цицерона, Катона, Демосфена, Лукиана и др.). Еженедельно проводились диспуты на латинском языке, на котором учащиеся должны были сочинять похвальные тексты в прозе и стихах по случаю различных торжественных дат. Изучались также риторика, поэзия, диалектика, математика, история (преимущественно древняя), иногда право, философия, этика, или «моральная философия».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz