Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Протестантские школы Литвы в XVI—XVII вв.

Литовским протестантам удалось выработать новую модель школьного образования, отвечавшую гуманистическим представлениям о задачах школы. Но в реальной практике протестантских школ гуманистическая направленность образования нередко отходила на второй план, так как основное место занимало религиозное обучение. Протестантам не удалось завершить свою систему образования созданием высшей школы. В 1565 г. М. Радзивилл Черный завещал значительную сумму на открытие в Вильнюсе протестантского университета, но проект этот не был осуществлен из-за сопротивления короля, поддерживаемого католической церковью. В связи с этим литовские протестанты должны были продолжать образование в высших учебных заведениях за рубежом.

В процессе формирования литовского феодального государства часть литовского населения оказалась за его пределами, на землях, в XIII—XV вв. захваченных немецкими феодалами. Под властью Тевтонского ордена, в период Реформации, в 1525 г., преобразованного в Прусское герцогство, литовцы, как и потомки коренного населения этой территории — пруссы, являлись угнетаемым национальным меньшинством, объектом германизации. Однако вплоть до конца XVIII в. большинство населения Восточной Пруссии говорило по-литовски, и до 1739 г. во многих прусских школах преподавание велось на литовском языке.

При церквях возникали приходские школы, составлявшие начальное звено средневековой системы образования. В середине XVI в. в Восточной Пуссии насчитывалось около 20 таких школ. Кроме уже упоминавшегося литовского Катехизиса с Букварем М. Мажвидаса в XVII в. в некоторых школах использовалась и изданная в 1653 г. «Грамматика литовского языка» Д. Клейна, что содействовало распространению среди местных литовцев письменности. Известен и четырехъязычный Катехизис Лютера 1670 г.

Церковные школы в Пруссии нередко находились в трудном материальном положении. Их содержание было возложено на прихожан, преимущественно крестьян. Ухудшение положения прусского крестьянства привело к резкому уменьшению числа школ и учащихся. В начале XVIII в. это явление приняло такие размеры, что власти потребовали в 1736 г. от каждой деревни посылать в школу по одному ученику.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz