Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в период контрреформации

Католические школы в период контрреформации

Успехи Реформации в Литве потребовали от католической церкви немедленной мобилизации всех сил. Боевым отрядом католицизма явился орден иезуитов, который в 1568 г. по просьбе вильнюсского епископа В. Протасевича был призван и в литовскую столицу.

В деятельности иезуитов особое место было уделено школе и педагогике. Именно с помощью школы, воздействуя на умы детей и юношества, иезуиты надеялись достичь поставленной цели: воспитать преданных сынов католической церкви, способных защищать ее интересы в столкновениях с иноверцами. Эта цель иезуитского образования наложила отпечаток на всю иезуитскую методику и дидактику.

При организации школ иезуиты, вынужденные учитывать конкуренцию со стороны протестантских учебных заведений, должны были использовать достижения современной им педагогической мысли. Учитывая веяния эпохи, они ввели в программу школ изучение классической, а не средневековой латыни, древних языков (греческого, древнееврейского), риторики, логики, философии и некоторых других предметов.

Для привлечения молодежи в школу иезуиты установили бесплатное обучение. Благодаря этому, а также официально провозглашенной терпимости к вероисповеданию учащихся в иезуитские школы нередко поступали и протестанты, и православные. Однако под воздействием школы многие из них в конце концов принимали католичество. Только до 1620 г., т. е. всего за 56 лет существования в Польше и Литве иезуитских коллегий, через них прошло до 10 тыс. человек.

Первая иезуитская коллегия была создана в 1569 г. в Вильнюсе (официальное открытие состоялось в 1570 г.). Вскоре иезуитские коллегии возникли в Белоруссии, на Украине, в Эстонии (Дерпт, ныне Тарту), в Латвии (Рига, Динабург), даже в захваченном польско-литовскими феодалами в 1611 г. Смоленске. В самой Литве были основаны коллегии в Кражяй (Крожах), в Жемайтии (1614), Каунасе (1648) и в Пашяуше, около Шяуляя (1654).

Во главе всей иезуитской системы образования в Европе стоял генерал ордена, ему подчинялись орденские провинциалы, возглавлявшие иезуитов каждой провинции ордена (литовская провинция включала земли Литвы и Белоруссии). Глава коллегии — ректор — обладал сравнительно небольшой властью. За учебно-воспитательный процесс непосредственно отвечал префект коллегии, которому подчинялись учителя. Преподавательский состав в коллегиях был немногочисленным, так как каждый учитель преподавал не отдельные предметы, а целый курс наук в определенном классе. В помощь преподавателям из числа учащихся назначались так называемые цензоры, декурионы (иначе— преторы), корректоры, выполнявшие некоторые учебно-воспитательные функции. Префект обязан был посещать уроки, просматривать тетради учеников, организовывать диспуты и публичные экзамены. Он принимал в школу новых учеников, переводил в высшие классы, назначал старост.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz