Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в период контрреформации

Большое внимание уделялось подготовке учительских кадров. Наиболее способных учащихся иезуиты стремились привлечь в новициат — послушничество при ордене. Новиции продолжали образование отдельно от остальных учеников и через два года уже могли преподавать в низших классах. Затем они вступали в орден и получали высшее образование, ученые степени, участвуя в преподавательской работе.

Организация, программа и методика преподавания во всех иезуитских учебных заведениях определялись в строгом соответствии с общим положением, разработанным руководством ордена иезуитов в последней четверти XVI в. и опубликованным в 1600 г.. Иезуитские учебные заведения делились на две ступени: учащиеся могли получить среднее, а затем и высшее образование.

Полная иезуитская гимназия (коллегия) представляла собой среднее учебное заведение и состояла из 5 классов: низшего, среднего и высшего грамматических, поэтического и риторического. Обучение в каждом классе продолжалось год, а в классе риторики — два года.

В грамматических классах изучались латинская этимология, начала синтаксиса. Основным учебником была грамматика испанского иезуита Альвара. Учебный день делился на 4 учебных часа: по два до обеда и после обеда; по вторникам и четвергам послеобеденные занятия не проводились. В течение первого часа ученики повторяли наизусть отрывки из Цицерона и другие тексты, пока учитель исправлял их письменные работы. На втором уроке они читали Цицерона, писали под диктовку учителя упражнения, заучивали уроки из Альвара. После обеда ученики отвечали наизусть уроки греческого и латинского языков, а учитель, слушая, исправлял ошибки; второй час был отведен для занятий грамматикой.

В субботу до полудня учитель проверял усвоенное за неделю, а после обеда ученики занимались переводом сравнительно легких текстов Цицерона на польский язык, делали латинские и греческие упражнения. Тогда же проводились диспуты по.грамматике, что должно было способствовать развитию у школьников духа соревнования и активизировать их интерес к учебе. С этой целью учитель делил класс на две части и во главе каждой половины ставил самого сильного ученика, получавшего звание «консула». Затем и остальные учащиеся разбивались на пары, приблизительно равные по своим знаниям и способностям. Каждая из двух партий, равных по численности, получала название, обычно заимствованное из античной истории (римлян и карфагенян или греков и македонян и т. п.). Если учитель спрашивал кого-то из «римлян», а тот не мог ответить, вставал его соперник «карфагенянин» и отвечал за него; если оба не могли ответить, учитель поднимал следующую пару. Хороший ответ засчитывался как плюс для «партии» данного ученика, и наоборот. В конце месяца подводился итог, и отмечалась победа одного из лагерей и поражение другого. Такая форма соревнования применялась и в других классах.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz