Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в период контрреформации

В среднем грамматическом классе продолжалось изучение грамматики Альвара, греческих склонений и спряжений. Ученики читали тексты по-латыни и по-гречески. Во втором полугодии к этому прибавлялось изучение катехизиса. Письменные упражнения состояли в переложении продиктованных учителем польских стихов на латинский язык.

В высшем грамматическом классе завершалось изучение грамматики. Из классиков учащиеся читали Саллюстия, Тита Ливия, Цицерона, Овидия, Катулла, Тибулла, Проперция, Вергилия, по-гречески изучали части речи и синтаксис, переводили Эзопа, Иоанна Златоуста. Кроме обычных письменных упражнений раз в месяц дома или на уроке проводились специальные письменные упражнения на соискание школьных званий — декурионов и цензоров.

В поэтическом классе совершенствовалось владение латинской речью, как прозаической, так и поэтической, приобретались некоторые необходимые сведения по «вспомогательным» предметам — истории, мифологии, географии, «археологии» (под этим подразумевалось знание реалий античной эпохи). На «вспомогательных» занятиях сообщалось то, что было необходимо для понимания изучаемых авторов. Объяснение проводилось на родном (обычно польском) языке. Ученики поэтического класса должны были уметь писать стихи и прозу на латинском и греческом языках.

В курсе риторики излагалась теория красноречия, прежде всего на классических античных образцах. Учащиеся пятого класса читали Демосфена, Платона, Фукидида, Гомера, Гесиода, Пиндара и тех же греческих богословов, что и в четвертом классе. Одним из распространенных видов самостоятельных работ учащихся были сочинения на заданную тему.

В отличие от протестантских школ иезуитские коллегии сравнительно немного времени уделяли богословским вопросам, Священному писанию, даже катехизису. Воспитание учащихся в католическом духе проводилось путем привлечения школьников к участию в ярких и красочных церковных праздниках, процессиях, театрализованных представлениях, различного рода религиозных обществах. Используя в преподавании произведения древних авторов, иезуиты подвергали их цензуре, устраняя из текстов все противоречащее католической доктрине. Ими подготавливались специально исправленные издания.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz