Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в период контрреформации

Изучение классической литературы было в основном средством совершенствования знания языков и ораторского искусства. Национальные языки также использовались в преподавании: на них переводились классические тексты, на них сочинялись стихи. Для миссионерских нужд в Вильнюсской и Кражайской коллегиях сохранялось обучение литовскому языку (хотя польский заметно преобладал). В Вильнюсе литовским языком владели и читали на нем проповеди не только преподаватели-литовцы, но и иностранцы (например, Э. Вега). Хотя ряд деятелей иезуитских школ (К. Ширвидас, Й. Якнавичюс и др.) внесли значительный вклад в развитие литовского литературного языка, в целом ему уделялось там мало внимания, основным языком преподавания был латинский, а вспомогательным — польский.

Кроме хорошего знания латинского и греческого языков, умения литературно (в том числе и в поэтической форме) излагать свои мысли, навыков ораторского искусства выпускники иезуитских коллегий приобретали и некоторые знания из области древней истории, богословия, философии, других предметов. Все это вполне удовлетворяло интересы шляхты, а бесплатное обучение способствовало популярности иезуитских школ. Существенным недостатком иезуитского образования следует признать его заметную односторонность, отрыв от современности. Оно было преимущественно формаль-. но-филологическим, развивало у учащихся прежде всего память. Даже некоторые католики в конце XVI — начале XVII в. критически оценивали эту систему, считая, что она препятствует свободному развитию способностей молодежи.

Избрав Вильнюсскую коллегию центром своей идеологической деятельности на землях Великого княжества Литовского, иезуиты прилагали максимум усилий, чтобы вести преподавание на высоком уровне, привлекая опытных педагогов из других стран. Опасаясь, что попытки протестантских магнатов открыть в Вильнюсе университет могут увенчаться успехом, католические круги создали на базе Вильнюсской коллегии собственную высшую школу. 1 апреля 1579 г. король Стефан Баторий выдал грамоту об основании в Вильнюсе университета. 30 октября того же года папа римский Григорий XIII специальной буллой утвердил открытие университета, присвоив ему наименование «Almae academia et Universitas Vilnensis societatis Jesu», т. e. «Благодетельная академия и Виленский университет общества Иисуса», которое отражало положение университета как католического учебного заведения и научного центра. Из-за противодействия магнатов — сторонников Реформации университет был открыт лишь пол года спустя. С его созданием в Литве сложилась система католического образования, включавшая школы трех ступеней: начальные (приходские), средние (коллегии) и высшую школу — университет. Первым ректором академии стал выдающийся иезуитский проповедник поляк Петр Скарга.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz