Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Католические школы в период контрреформации

В конце курса сдавались экзамены. Они проводились и при окончании философского и теологического факультетов. Заключительной формой проверки знаний была «защита тезисов», подобная современной дипломной работе. Тезисы, защищаемые студентом, вывешивались на всеобщее обозрение. Как и остальные европейские университеты, Вильнюсская академия получила право присуждать ученые степени бакалавра и магистра свободных искусств и философии, бакалавра, лиценциата и доктора теологии, а затем и права. Состав лиц, удостоенных в Вильнюсской академии ученых степеней, был довольно разнообразным. Так, например, до 1650 г. (по неполным данным) званий доктора и лиценциата теологии было удостоено 46 человек, в том числе 12 немцев, 11 поляков, 11 литовцев, 5 украинцев и белорусов, 4 испанца, португалец, итальянец и англичанин. Гораздо большему числу студентов были присуждены более низкие ученые степени, прежде всего бакалавра свободных искусств, философии.

Необходимо отметить роль Вильнюсской академии в обеспечении педагогическими кадрами всех коллегий литовской провинции ордена. Ее преподаватели обязаны были по распоряжению орденских властей несколько лет проработать в иезуитских учебных заведениях, в том числе и за пределами Литвы.

Подготовленные академией высокообразованные для своего времени люди вносили свой вклад в развитие литовской, белорусской, украинской, польской культуры, способствовали развитию в Литве науки, просвещения, литературы и искусства.

Избрав школу ареной своей деятельности, иезуиты успешно осуществляли возложенную на них Римом задачу. Переход на сторону католицизма литовских магнатов и шляхты сопровождался резким ослаблением позиций протестантских церквей и упадком их школ, особенно заметным во второй половине XVII в. Вынужденные конкурировать с протестантами, иезуиты должны были сохранять высокий уровень преподавания, так или иначе учитывать достижения современной науки, запросы литовского общества, прежде всего шляхты, заинтересованной в светском гуманистическом образовании. Провозгласив веротерпимость по отношению к своим ученикам, открыв в школы доступ протестантской и православной молодежи, уделив в самом преподавании в коллегиях религиозным вопросам сравнительно небольшое внимание, иезуиты одновременно разработали целый ряд мер, эффективно влиявших на мировоззрение учащихся. Когда же контрреформация победила, а многие протестантские школы лишились могущественных покровителей и были закрыты или влачили жалкое существование, иезуитские школы, практически обеспечив себе монополию в области высшего и среднего образования, заметно снизили уровень преподавания, все более приобретавшего схоластический характер.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz