Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Братские школы

Братские школы

В исследуемый период Вильнюс являлся ведущим центром не только литовской, но и белорусской культуры. Деятельность в Литве белорусских просветителей, таких, как Франциск Скорина (ок. 1490— ок. 1541), находила живой отклик в литовском обществе, способствуя взаимному обогащению литовской и белорусской культур, педагогической мысли и практики, укрепляла связи и дружбу двух народов.

Историческая общность судеб литовского и белорусского народов, общие социально-экономические и культурные процессы, протекавшие в исследуемый период на землях Белоруссии и Литвы, несмотря на религиозные и национальные различия, способствовали сближению систем образования, существовавших у представителей разных конфессий. Формирование в Великом княжестве Литовском в XVI в. ренессансно-гуманистической культуры, общая атмосфера идейных исканий и идеологической борьбы оказали заметное влияние не только на литовскую, но и на белорусскую школу. Развертывание во второй половине XVI в. деятельности белорусских школ (в том числе и на литовских землях) совпало по времени с попытками протестантского и католического лагеря реформировать и усовершенствовать существовавшие в рамках данных конфессий системы школьного образования. Все эти явления были гранями одного процесса, отражали возросший общественный интерес к системе школьного образования, назревшую потребность общества в его совершенствовании, в развитии школьной сети, в распространении школьных знаний. Отчетливо сознавая эту задачу, белорусские просветители активно использовали опыт католических и протестантских школ, достижения европейской педагогической мысли. При этом движение за совершенствование системы образования возглавила не православная иерархия, а национально-религиозные организации горожан, возникавшие вокруг православных церквей,— братства. Братство при монастыре святой Троицы в Вильнюсе было старейшим в Великом княжестве Литовском. Именно оно в 80-е гг. XVI в. первым развернуло активную деятельность в области просвещения, предназначив часть доходов монастыря на школьное дело. В работе школы, созданной Вильнюсским братством, принимали участие выдающиеся белорусские просветители, в частности Л. Зизаний, М. Смотрицкий, Л. Карпович, И. Бобрикович, С. Коссов, И. Козловский и другие. Это учебное заведение, расположенное в столице Великого княжества Литовского, активно использовало достижения современной литовской педагогики, опыт католических и протестантских школ, что позволило Вильнюсской братской школе по уровню образования приблизиться к коллегии. Это во многом обусловило ведущую роль Вильнюсской школы, и достижения вильнюсских белорусских педагогов применялись в других братских школах Белоруссии и Литвы.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz