Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Братские школы

Стремление православного населения Великого княжества Литовского добиться резкого повышения уровня образования отражал выдвинутый будущим константинопольским патриархом Кириллом Лукарисом проект создания в Вильнюсе православного университета. Эта идея так и не была осуществлена. Однако немало белорусов и украинцев сумели получить высшее образование в Вильнюсской академии и затем активно способствовали распространению достижений европейской научной и общественной мысли среди восточнославянского населения Речи Посполитой.

В целом период борьбы между представителями различных вероисповеданий вплоть до середины XVII в. характеризуется оживлением идейной жизни страны, быстрым развитием школьного дела на всей территории Великого княжества Литовского, у всех основных конфессиональных групп населения этого государства.

Внутриполитические противоречия в феодальной Речи Посполитой, резко обострившиеся в середине XVII в. с началом национально-освободительной борьбы украинского, а затем и белорусского народов, разрушительные войны оказали огромное влияние не только на социально-экономическое, но и на культурное развитие Литвы. Закрылись многие приходские школы разных вероисповеданий. Пришла в упадок система протестантских школ. Школа в Биржай к концу XVII в. опять превратилась в начальную, ухудшилось положение в Кедайняйской школе. Победа контрреформации привела к застою в созданной иезуитами системе образования, заметно терявшей первоначально достигнутый достаточно высокий научно-педагогический уровень. Значительный урон литовской школе был нанесен также в годы войны. В 1655—1661 гг. Вильнюсская академия прервала занятия и возобновила деятельность только после освобождения литовской столицы. Чтобы наладить преподавание, потребовалось немало времени. На юридическом факультете занятия вновь начались только в 1697 г.. Однако добиться прежнего уровня преподавания академии в этот период так и не удалось.

Попытки как-то исправить положение в области образования в обстановке кризиса, переживаемого в тот период феодальным государством, были малоэффективны, а уже вскоре, с конца XVII в., Литва вновь пережила десятилетие, ознаменованное гражданскими войнами, участием в Северной войне, эпидемиями и неурожаями. Лишь по мере выхода страны из тяжелого социально-экономического и политического кризиса, в 20—30-е гг. XVIII в., в литовской системе образования наметятся первые, еще незначительные сдвиги.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz