Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ЦЕХОВАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ЦЕХОВАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В исследуемый период во многих городах Великого княжества Литовского возникли профессиональные объединения ремесленников, типичные для западноевропейского средневековья,— цехи. Их уставы вводили процесс обучения ремеслу в определенные организационные рамки, и ученичество являлось ступенью к приобретению прав мастера.

Первый цех — ювелирный — был образован в Вильнюсе уже в 1495 г. В 1509 г. в литовской столице возникает цех цирюльников, около 1523 г.— цех сапожников, затем — цех кожевников, во второй половине XVI в. создаются еще 6 цехов, объединявших представителей 8 ремесел. К концу XVII в. число цехов достигает в Вильнюсе нескольких десятков. Цех, как правило обеспечивавший себе монополию на внутригородском рынке, объединял полноправных мастеров, имевших право принимать заказы, держать подмастерьев и учеников.

Для поступления в ученики желающий проходил у мастера испытательный срок (в вильнюсских цехах составлявший обычно 4—6 недель) и лишь после этого, если мастер был им доволен, официально зачислялся в ученики на общем собрании цеха или в присутствии цеховых властей. За внесение его в цеховой реестр ученик должен был заплатить в казну цеха небольшой взнос. Уставы, как правило, требовали от кандидатов в ученики свидетельства о законном происхождении от свободных родителей. Последнее условие затрудняло доступ к обучению в цехах крестьянским детям. Впервые упоминание о запрещении детям крепостных крестьян поступать в ученики появилось в уставе цеха вильнюсских ткачей 1579 г. в связи с тем, что «из-за этого частые скандалы и ссоры происходили, так как паны — шляхта —силой забирали из мастерских своих подданных и невольников». Крестьянские дети могли быть допущены к цеховому ремеслу, только получив от своего господина отпускной лист, т. е. вольную.

Срок ученичества в цехах составлял от 3 до 6 лет. В большинстве случаев ученик должен был выполнять все поручения мастера совершенно бесплатно, получая только еду и иногда одежду. Плата за обучение давалась мастеру вперед. Это делалось на случай бегства ученика, который при этом не только терял всю внесенную сумму, но и лишался выслуги, т. е. срок учебы ему не засчитывался. Срок обучения по усмотрению мастера мог быть несколько сокращен или увеличен, хотя отдельные уставы это запрещали. Систематического обучения учеников ремеслу, как правило, не велось.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz