Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


РАЗВИТИЕ В ЛИТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Закончив срок ученичества и освоив ремесло, ученик должен был просить цех об исключении его из списка учеников и внести за это особую плату. Только потом он мог просить о записи его в список подмастерьев и при этом также уплачивал взнос в цеховую казну. Подмастерье работал наравне с мастерами, занимая положение наемного работника и получая от мастера плату за работу. Права полноправного мастера подмастерье получал только после приема в цех, а для этого требовалось выполнить ряд условий, проработать определенный срок подмастерьем, изготовить показательное изделие («шедевр», в цехах Литвы именовавшийся обычно «штукой»), продемонстрировав свою высокую квалификацию, устроить угощение для мастеров. Заслуживает внимания еще одно условие: подмастерье должен был совершить «странствие», т. е. в течение определенного срока (он составлял год и одну неделю) посетить другие города (чаще всего на территории Белоруссии, Украины и Польши) и работать по специальности в тамошних цехах. Это должно было помочь ему повысить квалификацию, изучить в других городах новые ремесленные приемы, может быть, освоить новую ремесленную продукцию, т. е. рассматривалось как своеобразное дополнение к его профессиональному образованию. При этом, странствуя за пределами родного города, подмастерье расширял свой кругозор, мог увидеть другие страны, узнать обычаи других народов, что несомненно должно было способствовать и его общему развитию. Однако многие исследователи полагают, что обычай отправлять подмастерьев в «странствие» был прежде всего дополнительным препятствием, призванным затруднить их доступ в цех.

Ученики мастеров, не входивших в цехи (прежде всего сельских ремесленников), были свободны от выполнения всех перечисленных выше формальностей, хотя и они, видимо, нередко должны были вносить плату за обучение или заключать с мастером договор о службе.

РАЗВИТИЕ В ЛИТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Обращаясь к истории литовской педагогической мысли периода феодализма, мы должны отметить особую роль в ее развитии деятелей литовской Реформации. Это отнюдь не случайно.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz