Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Униатские школы

Надзор и общее руководство униатскими школами осуществлял протоархимандрит, который был главой базилиан. Каждой отдельной школой руководили настоятель монастыря и назначаемое им доверенное лицо. Здесь мы также видим сходство с иезуитскими коллегиями.

Особое внимание в униатских школах (как и в католических коллегиях) старались уделять изучению языков. В 1613 г. униаты добились права «учыти всех наук, водлуг преможения (своего), языком грецким, латинским, словенским, польским и русским». Во всех униатских школах изучали катехизис.

Что-либо сказать об изучении других предметов трудно, так как нет никаких сведений. Такие предметы, как диалектика, риторика, право, если и изучались, то только в униатских новициатах. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения, и уже это определяло низкий уровень учебновоспитательной работы в них.

Франциск Скорина (ок. 1490 — ок. 1541). Значительное влияние на просветительскую и педагогическую мысль Белоруссии XVI — первой половины XVII в. оказал восточнославянский первопечатник, публицист и мыслитель-гуманист Франциск Скорина — один из наиболее ярких представителей восточноевропейского Возрождения, всесторонне образованный писатель, окончивший Краковский университет (со степенью доктора свободных наук) и получивший степень доктора медицины в Падуанском университете.

Скорина нередко называет себя «в науках и в лекарстве учителем» из славного города Полоцка. Он жил и творил в переходную эпоху от средневековья к новому времени, естественно поэтому, что в его творчестве отразились как черты средневековой идеологии (авторитарность мышления и элементы схоластики, синкретизм литературно-публицистических произведений, соединение в них элементов теологии, философии и словесного искусства), так и характерные для Возрождения свободомыслие, взгляд на библейские книги как на произведения человеческого, хотя и боговдохновленного, ума и таланта, национальное самосознание, постижение исторической ценности культурно-просветительской деятельности и осознание индивидуального авторитета.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz