Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Униатские школы

Ф. Скорина опубликовал и прокомментировал 25 библейских книг (из них 23 ветхозаветных и 2 новозаветных), «Малую подорожную книжицу», причем только три из них: Псалтырь, Апостол и «Малую подорожную книжицу» — на старославянском языке (с переводом некоторых слов на родной язык), остальные — в своем переводе на белорусский язык. Это было первое в Европе издание библейских книг на родном языке народа. Белорусский просветитель ориентировал свое издательское дело не на церковную службу, а на школьное образование и повседневное чтение простого («посполитого», по терминологии Скорины) народа. К своим изданиям Ф. Скорина написал 49 предисловий и 62 послесловия, представляющих собою лекции-беседы или публичные уроки нравственности и благочестия, содержащие также сведения по истории, филологии, философии, правоведению, красноречию и другим тогдашним гуманитарным наукам.

В произведениях Скорины имеются прямые указания, свидетельствующие о школьно-дидактической направленности некоторых его книг. Так, в предисловии к пражскому и виленскому изданиям Псалтыри писатель подчеркивает, что эта книга «детем малым початок всякое доброе наукы, дорослым помножение в науце». Особым вкладом Скорины в историю отечественной педагогической мысли является его идея о необходимости просвещения и обучения на родном языке. Наиболее выдающимся в литературнохудожественном отношении библейским книгам, служившим в то время также школьными пособиями, например Псалтыри, Книге Иова и др., Скорина придавал большое духовно-воспитательное значение.

По его убеждению, Псалтырь излечивает «всякие немощи, духовный и телесный», усмиряет гнев и ярость, приносит душе умиротворенность и покой, вытесняет «смуток и печаль», злобу и ненависть, утверждает мир и любовь между людьми. Трагическое сопереживание «многострадальному Иову», подчеркивает Скорина, действует как «лекарство душевно», утешая всех страдающих и опечаленных. Другие же книги утверждают в обществе мудрость, добрые обычаи и нравственность.

Наконец, в предисловии «доктора Франциска Скорины с Полоцка ко всей Библии» эти книги рассматриваются как источник теоретической и практической мудрости, рекомендуются в качестве универсального учебника по философии, нравственности, политике, правоведению, истории, а также как пособие для изучения семи свободных наук. При всей исторической ограниченности и отчасти схоластичности этой школьно-учебной и воспитательной программы в ней заключена бесспорная историческая истина — глубокое постижение Библии как итога многовекового становления и драматического развития духовных ценностей человечества. Симон Будный (ок. 1530—1593). Творческая деятельность белорусского мыслителя и просветителя Симона Будного относится ко второй половине XVI в. Место его рождения неизвестно. В 1544 г. он поступает учиться на факультет свободных искусств Краковского университета, который и оканчивает со званием бакалавра философии. Он получил блестящие по тем временам знания по истории, философии, теологии и литературе; хорошо владел языками латинским, греческим, древнееврейским, белорусским и польским.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz