Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Униатские школы

С 1560 г. С. Будный по приглашению покровителя протестантов Миколая Радзивилла Черного приезжает в Клецк и занимает там должность магистра (главы) протестантского собора. Он принимает активное участие в создании Несвижской типографии (город, расположенный рядом с Клецком, резиденция магнатов Радзивиллов). Здесь же, в Несвиже, С. Будный при поддержке Л. Крышковского и М. Кавечинского издает на древнебелорусском языке Катехизис (1562), текст которого был подготовлен в Клецке. Полное название книги следующее: «Катехизис, т. е. наука стародавняя христианская от святого письма для простых людей языка русского, в пытаниях и отказах собрана». В этом же, 1562 г. в Несвижской типографии С. Будный издает работы «Оправдание грешного человека перед Богом» и «О хрищеньи и вечери Сына Божого».

Издательская деятельность С. Будного была очень активной. Так, он издает Библию (1572, Заславль), Новый завет (1574, Лоск, недалеко от Воложина), «Краткое доказательство того, что Христос не является таким же Богом, как отец...» (1574, Лоск), «Опровержение доказательств Чеховица» (1575, Лоск), «О важнейших статьях христианской веры» (1576, Лоск).

В своих богословских сочинениях С. Будный с рационалистических позиций критикует догмат святой троицы, отвергает бессмертие души и потусторонний (загробный) мир.

В 60-х гг. С. Будный становится признанным вождем радикально-реформационного движения — антитринитаризма в Белоруссии и Литве. Важный социально-политический трактат С. Будного—«О светской власти» (1583).

С. Будный известен как видный деятель, теоретик и проповедник в области теологии. Однако это только одна сторона его деятельности. Немало внимания он уделял вопросам просвещения белорусского народа, развитию его самосознания и культуры. С. Будный, являясь противником католицизма, особую ненависть питал к деятельности иезуитов. Он полагал, что им нельзя доверять воспитание и обучение молодежи.

Высоко ценил С. Будный человеческий разум, считал его основой познания окружающего мира. При этом разум он брал не отвлеченно, а в тесной связи с опытом человека, с практикой жизни. Педагогические, социологические и этические идеи С. Будный высказывает в большинстве своих произведений, и в первую очередь в Катехизисе на древнебелорусском языке. Он ратовал за распространение грамотности не только среди средних и высших слоев населения, но и среди народных масс. Процесс обучения и познания он считал истинным творчеством. Особенно он ратует за глубокие знания учителей, считая, что настоящий учитель должен знать несколько языков. В письме к русскому еретику старцу Артемию он подчеркивает, что «многи языки имети учителем добро». Артемий, подобно другим приверженцам православия, не признавал иных языков, кроме старославянского. С. Будный же отстаивал равенство всех языков. Он ратовал за то, чтобы доходы церковных и монастырских земель использовались в первую очередь на просвещение, содержание учителей и бедных учеников, заграничные стипендии, открытие и содержание больниц и благотворительность.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz