Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Униатские школы

Открытие арианских (социнианских) школ в Польше, Литве и Белоруссии проходило в условиях развития протестантизма и влияния идей Ф. Социна и С. Будного. В арианских школах изучались естественные науки. Большую известность приобрела арианская школа в Ивье (Гродненский повет). Около 1585 г. должность ректора школы в Ивье занял сподвижник С. Будного Ян Лициний Намысловский. Деятельность Я. Намысловского была основана на идее С. Будного о единстве всех антикатолических сил в деле просвещения народных масс. Он разработал новую программу среднего и повышенного образования. Изданное Я. Намысловским учебное пособие «Орудие учения Аристотеля для использования в школах христианских, снабженное теологическими примерами», основой которого были идеи С. Будного, содержало критику ортодоксальных догм христианской религии.

В сочинении С. Будного «О синоде в Ивье» с особой силой показано бесправное положение крепостных крестьян Белоруссии. Это произведение построено в форме диалога С. Будного как представителя правого крыла антитринитариев с представителем левого крыла Павлом из Визны. С. Будный говорит, что дьявол «побуждает тиранов к тому, что они силой подчиняют людей своей тирании, требуют от своих подданных непосильных отработок и податей и жестоко с ними обращаются. Это не божье установление, а извращение сатаны». А Павел из Визны отвечает: «Разве теперь происходит иначе? Разве не тяжело трудятся подданные на своих панов здесь у нас в Литве и в Польше, и, как правило, без отдыха? Разве не платят тяжелых налогов? Эти несчастные едят, как свиньи, мякину, а зерно вынуждены продавать на уплату чиншев, серебщизны и других поборов и оплат».

Являясь вождем умеренного крыла антитринитариев, С. Будный пытался примирить правое и левое крыло движения. Он выступал за сохранение существующих порядков, умеренную эксплуатацию слуг и крестьян, полагал, что в обществе должны быть господа и слуги, признавал справедливые войны и важность государственной службы.

С. Будный был сторонником широкого гуманистического образования молодежи, которое должно даваться не в монастырях и церквах, а в светской школе. Он сам прекрасно знал античную культуру и литературу и считал изучение их необходимым условием истинного образования. Ратуя за распространение грамотности, он призывал власть имущих открывать для народа школы. Так, в Катехизисе он пишет: «Повинни господари постановити училища або схолы».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz