Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Василий Тяпинский

С. Будный выдвинул и отстаивал идею о природном равенстве всех людей. С полным основанием его называют достойным продолжателем культурного наследия Ф. Скорины.

Василий Тяпинский (ок. 1540—ок. 1603). Прогрессивные гуманистические традиции получили дальнейшее развитие во взглядах просветителя и педагога Василия Тяпинского, жизнь и деятельность которого до сих пор мало изучены.

В. Тяпинский был высокообразованным человеком. Большие знания он получил в основном благодаря самообразованию, знал в совершенстве несколько иностранных языков: польский, латинский, греческий. По мировоззрению он был близок к С. Будному. Однако по некоторым вопросам занимал более левую позицию. Ему были близки нужды народных масс. Исходя из национальных интересов белорусского народа, он переводит на белорусский язык Евангелие и печатает его, видимо, в Тяпине. Так как рукописный перевод относится в 1580 г., то можно предположить, что в этом, или скорее всего в следующем, 1581 году и было издано Евангелие. Все вышесказанное и дало исследователям повод утверждать, что В. Тяпинский работал в кочующей типографии.

Особенно примечательно рукописное предисловие к Евангелию. Оно было полемическим по содержанию. В. Тяпинский выступает как истинный патриот белорусского народа. Он с болью в сердце говорит о бедности, невежестве и темноте народных масс. Несмотря на то что В. Тяпинский был религиозным человеком, он выступал за веротерпимость, против религиозного фанатизма и суеверия. Он призывал власти, панов заботиться о просвещении народа, развитии национальной культуры и родного языка, рассматривая Евангелие на белорусском языке как одно из средств развития национальной культуры. По своему развитию и значимости белорусский народ, по мысли В. Тяпинского, был равным среди других народов польско-литовского государства и Европы вообще.

В. Тяпинский решительно выступал в поддержку национально-освободительного движения и развития просвещения в Белоруссии. Он считал, что только путем надлежащей постановки просвещения на родном языке можно избежать культурной отсталости белорусского народа и сохранить его национальную самостоятельность. В. Тяпинский выступал за единство всех белорусов и не выделял чаяния социально обездоленных классов из общенародных интересов.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz