Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Содержание и методы обучения

В XVI в. в монастырские школы проникают и некоторые учебники по грамматике древнеславянского языка. Так, в одном из переписанных в Слатинском монастыре (1554 — 1561) сборников наряду с церковными материалами есть и грамматические работы по славянскому языку, написанные болгарскими и сербскими книжниками.

Известно несколько работ по грамматике древнеславянского языка, использовавшихся в качестве учебных книг в церковных школах. В Гырбовецком монастыре был найден текст работы, датированной XVII в. Это адаптированная копия «Грамматики», составленной известным украинским и белорусским филологом и педагогом Мелетием Смотрицким.

В молдавских монастырях были печатные экземпляры «Грамматики» Смотрицкого, которая неоднократно переиздавалась в России и на Украине. По ее образцу даскал Стойку в 60-е гг. XVII в. составил первую грамматику родного языка. Автор указывал, что он написал эту книгу для того, чтобы она «...служила моим ученикам для изучения грамматики».

Был известен и славяно-русский словарь «Лексикон славяно-русский и имен толкование», составленный в 1627 г. известным деятелем украинской культуры Памвой Берындой и послуживший затем моделью для местных словарей

. Некоторые словарные традиции в Молдавии уже были. Так, в XV—XVI вв. была распространена в разных редакциях синтагма Матвея Властареса — юридический византийский сборник, переведенный на славянский язык, с небольшим латино-славянским словарем юридических терминов. В 1561 г. епископ Макарий по заказу царя Ивана IV переработал этот словарь, расположив его содержание в порядке славянского алфавита. Тот факт, что эта синтагма переписывалась в Молдавии и что различные ее списки находились в местных монастырях и церквах, позволяет предположить, что она являлась учебным пособием для монастырских школ Молдавии.

Итак, на первом этапе развития просвещения в Молдавии, примерно с половины XVI до половины XVII в., господствующее положение занимала церковная школа. Со второй половины XVI в. на первый план выдвигаются городские школы, которые больше отвечали новым требованиям и социально-экономическим и культурным процессам, происходившим в стране. На первом этапе развития молдавской школы специальных учебников не было и детей обучали по рукописным, а позже и печатным книгам церковного содержания. Появляются первые азбуки и грамматики славянского языка в некоторых монастырских и церковных школах. Определенная часть молодежи выезжала на учебу в другие государства.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz