Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Содержание и методы обучения

Молдавские школы рассматриваемого периода не представляли собой стабильной, хорошо организованной системы, тем не менее они сыграли положительную роль в распространении грамотности, способствуя развитию молдавской культуры.

Деятельность школ, различные формы воспитания и обучения подрастающего поколения, а также развитие культуры в целом содействовали формированию педагогической мысли, которая, однако, не выливается в специальные педагогические работы.

В одном из сборников церковной музыки XVI в. обнаружено краткое введение на греческом языке — «Изложение об овладении искусством церковной музыки». Фактически это методика преподавания церковной музыки, которая использовалась учителями в монастырских школах. Пособие содержит указание по подбору учеников. Автор методики настаивает на постепенности обучения от простого к более сложному. Например, он рекомендует вначале изучить знаки церковной музыки. Когда учащиеся уже изучили и знают ноты устно, учитель исполняет им гамму, и они повторяют ее за ним. Научившись петь гаммы по слуху, ученики приступают к самостоятельному чтению нот, гамм, а затем и музыкальных текстов и т. д. Прежде чем приступить к следующему, более сложному разделу, учитель должен проверить, насколько прочно усвоен предыдущий. Во всем этом мы видим систему дидактических принципов и приемов, которые применялись при обучении церковной музыке в монастырских школах Молдавии в XVII и последующих веках.

Однако таких памятников педагогической литературы пока больше не найдено. Педагогическая мысль проявлялась в других отраслях культуры, преимущественно в литературе. Следует подчеркнуть, что даже стенная роспись молдавских церквей второй половины XV — первой половины XVI в. имеет иногда педагогическую направленность. Конечно, иконографическая тематика оставалась библейской, но молдавские живописцы приспосабливали ее к нуждам общества эпохи феодализма. Наряду с чисто церковными мотивами появились темы, взывавшие к национальной гордости в период борьбы против османской агрес сии в годы правления Стефана Великого (1457 — 1504) и первого правления Петра Рареша (1527 — 1538).

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz