Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Содержание и методы обучения

В XV — XVIII вв. в Молдавии были широко распространены народные книги. Они несли большую воспитательную нагрузку, пропагандируя принципы феодально-церковной морали. В этих книгах в определенной степени отразились и педагогические воззрения того времени. В них проповедовалась польза знания, необходимость обучения.

В Молдавии был популярен итальянский сборник афоризмов, изречений «Fiori de virtu» («Цветы добродетели», или «Пчелка»). В заглавном листе одного русского списка этой книги сказано, что ее перевел с итальянского на волошский язык Герман Волох, а в 1592 г. этот текст Вениамин Русин перевел с волошского на славянский. Кроме отрывков из церковных книг здесь были помещены фрагменты из произведений греческих, латинских и средневековых философов. Помимо проповеди о полезности всяких знаний дается своеобразное определение понятия «мудрость». Мудрость — это запоминание прошлого, умение отделить добро от зла и истину от лжи и умение на основании опыта предвидеть будущее. Она требует умения выслушать совет и следовать ему.

В народных книгах приводится мысль об обязанности родителей обучать и воспитывать детей. Рядом с героями обычно выступают их учителя, которых герои помнят и уважают всю жизнь. Александр Македонский в романе «Александрия» с уважением относится к Аристотелю, который в течение 7 лет обучал его грамоте и философии. Тут впервые в молдавской литературе мы сталкиваемся с определенным сроком обучения — 7 лет. В романе Синдипа, который появился в Молдавии в начале XVIII в., находим и рассуждения о методах преподавания. Великий мудрец и учитель Синдипа закрыл своего ученика в новом здании, на стенах которого были изображены все те знания, которые он собирался передать своему ученику. Опыт удался. Это своего рода рассказ о пользе наглядного метода обучения.

Аналогичны по значению и поучительные книги, или поучения. Рассчитанные на более широкий круг читателей, они обычно написаны как наставления и поучения наследникам престола. Их иногда называли «княжеские зеркала». Поучительные книги проповедуют феодально-церковную мораль, но некоторые из них выходят за эти рамки. Многие из поучений использовались как учебники. «Поучение Василия Македонского сыну своему Леону» и еще в большей степени «Поучение господаря Нягое Басараба сыну Теодосию» пропагандируют любовь к отчизне и народу. Нягое советует своим детям, подобно соколу, защищать свое «гнездо», т. е. родину, любить его. Он рекомендует им сколько возможно избегать войны, но, коли враг навяжет ее, драться до победы. Весьма прогрессивен совет о выдвижении на руководящие должности людей по заслугам, а не по праву рождения. В нескольких местах «Поучения» Нягое говорится о значении знаний и разума, которым должны руководствоваться государи, дипломаты, полководцы.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz