Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Содержание и методы обучения

Много внимания вопросам воспитания уделяет переработанный и переведенный на молдавский язык летописцем М. Костиным роман испанского писателя XVI в. «Жизнь императора Марка Аврелия с часами для князей», известный в Молдавии под названием «Княжеские часы». В работе проповедуется необходимость обучения не только мальчиков, но и девочек. Обучение и воспитание должно быть суровым, но суровость должна вытекать не из ненависти, а из любви к воспитаннику. Учителя не должны зависеть от родителей. К ним следует предъявлять высокие моральные и интеллектуальные требования. В книге подчеркивается необходимость физического воспитания.

Педагогическая мысль проявлялась и в памятниках исторической и юридической литературы. Видные молдавские летописцы ратовали за необходимость образования и просвещения своего народа. Они пишут свои произведения в назидание потомству. «Летописи пишутся не только для того, чтобы их читали, но и для учения; каждый должен выяснить, что плохо и что хорошо, плохого избегать, хорошему следовать». Эти же мысли разделяют и летописцы Г. Уреке и И. Некулче. Г. У реке завершает некоторые главы своей летописи специальными назидательными разделами и называет их «Поучение и наставление».

Летописец Мирон Костин говорит о необходимости систематичности в учении: «Если события излагаются с самого своего начала, их легче понять». Наряду с систематичностью обучения можно говорить и о принципе историзма в обучении. Мирон Костин подчеркивал необходимость осмысливания и понимания изучаемого материала. Говоря о заучивании стихов, он пишет, что их надо прочесть несколько раз, чтобы уяснить смысл, ибо «читать что-либо, не понимая его сути, равно тому, чтобы веять ветер...».

Молдавские летописцы писали о значении просвещения, о роли учителей в обществе. Это свидетельство того, что передовая молдавская общественность придавала большое значение вопросам воспитания и обучения подрастающего поколения.

Вопросы воспитания нашли свое отражение в юридических памятниках, прежде всего в Уложении Василия Лупу, напечатанном в 1646 г. в Яссах. В Уложении регламентируется право родителей наказывать детей «посохом или кнутом», но «с чувством меры и согласно вине». В случае несоблюдения меры родители сами подвергаются наказанию. Наказание не самоцель, а мера воспитания. Учитель может наказывать детей также с чувством меры, а когда мера нарушается, ученик вправе защищаться, применяя силу. В случае жалобы судья должен решить, бил ли учитель ученика «в меру» и «на благо учения». Если он бил не в меру, то его судили за оскорбление. Весьма показательна статья, запрещающая кому бы то ни было необоснованно обвинять ученика в невежестве и плохом поведении, ибо это наносило ущерб профессиональному достоинству учителя, и он имел право привлечь оскорбителя к ответственности. Отсюда можно сделать вывод о том, что учителя несли не только моральную, но и юридическую ответственность за свою профессиональную деятельность.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz