Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Братские школы

Как правило, они находились в городах. Однако были братства в местечках и даже в селах. Одни братства распространяли свое влияние на церковный приход, другие — на весь город, а третьи — на повет (по площади повет примерно равен современной области) и даже на ряд поветов (например, Виленское и Брестское братства).

Большинство братств добились полной независимости от местной православной иерархии, в том числе и от епископов, получив от константинопольских патриархов так называемое право ставропигии.

Сеть братских школ, обучение на дому, при церквах и монастырях охватывали значительную часть молодежи. О сравнительно широком распространении грамотности в русских (белорусских и украинских) землях свидетельствует описание путешествия антиохийского патриарха Макария в середине XVII в.: «...по всей земле русских... мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковных напевов; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами».

Виленская братская школа является первой и самой старейшей. Еще мая 1584 г. король Стефан Баторий разрешил православным виленским мещанам часть доходов Троицкого монастыря тратить на «выживенье архимандрита... на сбудованье школ, на выхованье людей в письме умелых, для науки детей народу закону греческого, которые вси люди в том монастыри и при монастыри мешкати (жить) будут, и на всих иных людей». Школа при Троицком монастыре, очевидно, существовала и раньше, в качестве приходской.

Виленская братская школа первая из всех православных школ стала использовать в учебном процессе печатные учебники и книги. В то время сохранилось немало книг, напечатанных еще Франциском Скориной на белорусском языке. Это «Библия Руска» (изданная в Праге в 1517—1519 гг.), «Малая подорожная книжица» и «Апостол» (изданные в Вильне в 1522, 1525 гг.). «Малая подорожная книжица» состояла из пяти частей (Псалтырь, Часословец, Акафист, Шестоднев и Соборник). В 1562 г. в Несвиже Симон Будный издал на белорусском языке Катехизис и «Об оправдании грешного человека перед Богом». В 1569 г. Петр Мстиславец совместно с Иваном Федоровым издал в Заблудове Евангелие учительное. В следующем году (1570) Василий Тяпинский издает Евангелие; Петр Мстиславец в Вильне в 1575 г. издает Евангелие напрестольное, а в 1576 г.— Псалтырь и Часословец. В 1586 г. Мамоничи издали «Грамматику славянского языка». В этом же году в Вильне издал «Диалектику» русский эмигрант князь Андрей Курбский. Она включала в себя часть материала «Диалектики», логические толкования из других пособий и логические рассуждения самого Курбского.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz