Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Братские школы

О работе белорусских братских школ можно судить по уставу Львовской школы, который был утвержден константинопольским патриархом и являлся обязательным для всех братских школ на территории Великого княжества Литовского. Также для всех православных братств был единый и обязательный устав («чин») Виленского братства, утвержденный в 1588 г. константинопольским патриархом Иеремией. В 1620 г. в Киеве устав Виленского братства был утвержден вторично, как единственный для всех братств, иерусалимским патриархом Феофаном. Братские школы находились в полной зависимости от братств в моральном и материальном отношении. Оплата учителей, контроль за содержанием работы школы, предоставление помещения для нее и ремонт его находились в юрисдикции братств. Во главе братской школы, как правило, стоял ректор. В помощь ему назначались от братства старшие, или «дозорцы».

Содержание обучения в братских школах определенным образом было связано с их названием. Так, в большинстве документов, дошедших до нас, братские школы именуются греко-славянскими училищами или школами языка греческого и славянского. Иногда братские школы называют «колеум русский». Поэтому можно предположить, что обучение основам грамотности (чтение, письмо, счет) велось на белорусском языке с постепенным переходом к языку славянскому. И само изучение славянского языка могло идти только параллельно с белорусским, опираясь на который можно было строить сам этот процесс. Постепенно славянский язык, по мере усвоения учащимися, становился языком преподавания.

Церковнославянский язык выступал как одно из средств единения всех восточных славян (русских, белорусов, украинцев), подчеркивая их родство и близость. На славянский язык перевели почти все учебники братских школ. Делались попытки доказать его преимущество перед латинским, польским, простым «русским» и даже греческим языками (М. Смотрицкий, А. Курбский, И. Вишенский и др.).

Большое внимание уделялось в братских школах греческому языку. В качестве учебников использовались Библия, сочинения Аристотеля, Цицерона, Сенеки и других авторов. Но были и учебники греческого языка, например грамматика «Адельфотис», грамматики Иоанна Дамаскина и Константина Ласкариса.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz