Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Братские школы

Вначале в Вильне, Бресте и Могилеве, а потом и в других братских школах стали изучать латинский и польский языки. На латинском языке в основном велось богослужение в католических костелах, проводились заседания и велась документация в сейме, судах и трибуналах. Этот язык был языком науки в университетах.

Диалектика, преподаваемая в братских школах, призвана была подготовить учеников к логическим опровержениям догматов и канонов католической веры, глубокому анализу религиозно-полемической и светской литературы. В качестве учебника, видимо, широко использовалась «Диалектика» Иоанна Дамаскина (философский раздел его сочинений был переведен с латинского на русский язык князем А. Курбским).

Курс диалектики строился на произведениях Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки и Эпикура. Эти же произведения применялись при изучении риторики — науки о красноречии. Использовалось также греческое руководство по красноречию. Все более высоко ценилось красноречие в проповедях религиозного характера, выступлениях на съездах, сходках, в суде, беседах в кругу друзей. Риторика имела прямое отношение к диалектике и богословию. Умные, красноречивые проповеди и диспуты по различным аспектам религии были более убедительными и доступными. Учащиеся учились произносить красивые речи по поводу исторических событий, праздников, по случаю приезда почетных гостей.

В большинстве братских школ изучалась астрономия. Преподавателям этого предмета была известна птоломеевская система мироздания. В учебных и богословских книгах (например, в Катехизисе, азбуковниках и др.) наряду с фантастическим описанием создания мира богом имеются довольно объективные описания формы Земли, сущности метеоритов, грома и молнии.

Наиболее образованные учителя, такие, как братья Стефан и Лаврентий Зизании, были знакомы с гелиоцентрической системой Николая Коперника и являлись ее сторонниками. Эта мысль подтверждается, в частности, рассуждениями Стефана Зизания в «Казанье святого Кирилла» о безмерности небес, т. е. бесконечности Вселенной. Так, он утверждает, что «земля, на которой живем, не едина точка впосередку неба, а пред ся колкое мает множество, а небеса небесные еще больше безмерную мают личбу».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz