Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Братские школы

Изучение математики в братских школах в основном сводилось к арифметике. Во втором уставе Луцкой школы говорится, что ученики «...должны учиться... и счету и вычислению». В XVII в. была издана «счетная мудрость», куда вошла арифметика. Полностью эта работа называется так: «Сия книга глаголема по гречески арифметика, а по немецки алгоризма, а по руски цифирная счетная мудрость». Сведения по геометрии также носили практический характер.

Музыка преподавалась во всех братских школах. Под музыкой, как правило, понималось церковное пение без сопровождения на музыкальных инструментах.

История и география не преподавались как отдельные предметы. Но исторические данные черпались учащимися из летописных источников, риторики, диалектики, текстов Священного писания, житий святых. Поэтому эти сведения нередко носили фантастический характер. Элементы географических знаний включались в астрономию и диалектику, например описание поверхности Земли или метеорологических явлений.

Изучение всех вышеназванных предметов в различных школах было неодинаковым. Если в Виленской и других крупных школах знания по предметам давались глубокие и обстоятельные, то в небольших школах нередко ограничивались общими сведениями.

Учебную и воспитательную работу в братских школах нередко вели выдающиеся деятели культуры, науки и просвещения того периода. Братства, нанимавшие на работу учителей, строго следили не только за их деятельностью, но и за нравственностью. Во втором Луцком уставе говорится: «Даскал, или учитель, сей школы должен быть благочестив, рассудителен, смиреномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не гневлив, не завистлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, но поспешник благочестия, во всем представляя собою образец благих дел».

Учителями зачислялись лишь те, кто давал хорошие пробные уроки. Таким образом был зачислен учителем Виленской братской школы известный и образованный человек Кирилл-Транквиллион (1592).

В 1592 г. Лаврентий Зизаний становится учителем Брестской братской школы, а через три года определяется учителем Виленской братской школы, в которой работает до 1600 г.. В одинаковой степени мы можем относить Лаврентия Зизания и его брата Стефана Зизания как к украинским, так и белорусским просветителям. Последний также был связан с Вильной. Дополнительно известно, что он проповедовал в 90-х гг. в Виленском ТроицкоДуховском монастыре и церкви святой Троицы. Занимался он и просветительной деятельностью в Виленской братской школе, ректором которой был в 1595— 1596 гг..

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz