Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Монастырские школы

г. сказано, что для уточнения владений монастыря Дядул в Яссы были приглашены свидетели, и среди них ученики монастыря. Это уже прямое свидетельство существования школы при монастыре Дядул. Судя по источникам, обучение велось почти во всех монастырях.

Наиболее значительными были школы при Нямецком и Путнянском монастырях. Некоторые исследователи считают, что в этих школах учащимся давали знания в большем объеме, чем в других монастырских и церковных школах. Известно, что в Нямецком монастыре в XV в. работал миниатюрист Гавриил, сын Урика, основатель молдавской школы миниатюристики, представители которой работали в основном в том же Нямецком монастыре. Можно предположить, что эта школа помимо общеобразовательной подготовки давала некоторым ученикам и специальности переписчика и миниатюриста. Путнянскую школу некоторые исследователи считают специальной музыкальной школой. Вероятно, здесь наряду с обучением общей грамоте учащихся готовили к деятельности в качестве церковных певчих. Библиотека Путнянского монастыря обладала большой коллекцией рукописных церковномузыкальных книг. Среди монахов числился «ритор, доместикус, протопсалт» Евстатий. Ритором и доместикусом в те времена называли учителей, а протопсалт Евстатий — это старший певчий, он же руководитель хора, учитель музыки и автор сборника церковной музыки. В середине XVI в. другой протопсалт Путнянской школы — Антоний составил учебник церковной музыки на греческом языке. В Молдавию приезжали учиться церковному пению молодые люди из других стран. В 1558 г. господарь Александр Лэпушняну в письме, адресованном руководству Львовского украинского братства, предлагал послать в Молдавию четырех молодых дьяков для обучения «пению греческого и сербского». Он писал, что в Молдавии уже обучались пению два молодых дьячка из Перемышля. Возможно, они обучались именно в Путнянской школе.

Видное место среди преподавателей Путнянской школы занимал «ритор и схоласт» Лукач, сделавший первый перевод на молдавский язык византийскославянского юридического сборника. Этот факт — свидетельство того, что в монастырских школах языком преподавания во второй половине XVI в. был не только славянский, но и молдавский.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz