Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Монастырские школы

В годы правления Василия Лупу (1634—1653) начинается преподавание и на греческом языке. Дмитрий Кантемир писал, что тогда «было отдано распоряжение принимать во все большие монастыри греческих монахов для обучения юношей из благородных семей греческому языку и наукам».

Контингент учащихся состоял в основном из детей бояр, духовенства и горожан. Обучение было платным. Так, в 1640 г. священник Тоадер из г. Хушь отдал Нямецкому монастырю половину своего виноградника как плату за обучение сына. Стоимость обучения была достаточно высокой. Вот почему школы нередко пустовали, а церковное и государственное руководство беспокоило недостаточное количество грамотных людей для выполнения необходимых работ. Поэтому власти иногда прибегали к насильственному набору молодых людей в монастырские школы, где они должны были стать, как говорится в документах, «порядочными людьми, владыками и егуменами, и священниками, и диаконами по святым моныстырям». Очевидно, этих детей и содержали и обучали за счет монастыря. Многие ученики жили в кельях, вместе с монахами. Об этом свидетельствует уже приведенная надпись на полях Октоиха монастыря Агапия. Она же позволяет считать, что занятия проводились в монастырских церквах. До открытия Славно-греко-латинской академии в Яссах (1640) школы не имели специального помещения.

В монастырских школах прежде всего обучали чтению церковных книг, письму, счету и церковному пению. Но монастыри не могли удовлетворить все потребности общества в грамотных людях. Появились более простые пути получения образования. Детей стали обучать в школах церковных приходов, где учителями были дьячки (даскалы). Так, в одном из документов 1743 г. свидетели утверждают, будто по рассказам предков они знают, что господарь Штефан Томша (1611 —1615; 1621 —1623) в юношеские годы учился в школе при церкви села Рэдэшены. На полях рукописной книги конца XVII— начала XVIII в., принадлежавшей сельской церкви села Вама, обнаружены пометки, свидетельствующие о том, что в этой церкви обучались грамоте ученики Думитраке, Ионашко, Урсу и Пэкурар. Преподавал в школе даскал. Даскалами называли учителей, церковных певчих, дьячков, а также уважаемых ученых. Конечно, церковный приход, тем более сельский, не мог содержать специального учителя, и с учащимися занимался кто-то из грамотных служителей церкви. В ряде источников упоминается о «славянских школах», т. е. школах при церквах со славянским языком обучения.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz