Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Великий русский гуманист и просветитель Иван Федоров

Неоднократно встречается в сочинениях Максима Грека образ учителя. Он сравнивает мудрого наставника с «душеполезным» врачом, излечивающим душевные недуги, с добрым пастырем, заботящимся о своих овцах и готовым душу положить за них, с искусным садовником, терпеливо выращивающим молодую поросль.

Отражением устойчивых эллинских представлений о человеке и мире является краткая статья «Седмь степеней человеческаго жития», имеющая антропологическое, педагогическое и мировоззренческое значение: «Младенец 3 лет, детищ 6, отрочище 9, отрок 12, юноша 20, муж 30, стар 50 лет. Даждь часть седмим, даждь и осьмому, сиречь седмим настоящему житию сему тленному, даждь и осмому будущему веку духовная дела степенем» (отдав должное семи ступеням земной жизни, следует обратиться к восьмой, небесной).

Каждый человек, считает Максим, должен найти свое призвание. Одним дается свыше «даяние благо», другим же — «дар совершен» — слово премудрости, дар пророчества, исцеления, толкования языков. Многие обладают душевными добродетелями, но мало кто имеет дар быть искусным в духовной деятельности, направленной на просвещение человечества. Максим Грек обладал таким даром, и он всецело посвятил его людям, заслужив уже при жизни высокое уважение. «Бе же сей Максим велми хитр еллинскому, римскому и славенскому наказанию и от внешних учений ничтоже утаися от него, и о божественней философии несытно рачителство имея». И хотя в России он «пострада доволна лета за истинну», своим самоотверженным служением высокой цели воспитания ближнего он здесь обрел бессмертную славу, ибо учил добру не только словом, но и делом, не только своими сочинениями, но и всей своей жизнью, наилучшим образом воплотив древнерусское представление об учителе как практическом наставнике добродетельного жития.

Великий русский гуманист и просветитель Иван Федоров, основавший первые типографии в Москве и на Украине, не оставил после себя стройной педагогической теории. Но человек, создавший первый восточнославянский учебник, конечно же, не мог быть равнодушен к проблемам воспитания подрастающего поколения. Он, видимо, много размышлял над этими проблемами, стремясь послужить своим искусством делу «скораго младенческого научения». Поэтому вопрос о педагогических взглядах Ивана Федорова представляется закономерным.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz