Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Великий русский гуманист и просветитель Иван Федоров

Есть основания полагать, что Иван Федоров не был чужд университетской науке. В книгах Краковского университета, где записывались имена лиц, удостоенных ученой степени, обнаружена запись: «Иван сын Федора Москвитин». Человек с таким именем в 1532 г. получил здесь степень бакалавра. Если это действительно наш будущий первопечатник, то мы можем утверждать, что он был хорошо знаком с педагогической мыслью античности и феодального общества. Профессора Краковского университета толковали студентам сочинения Аристотеля и, конечно, не проходили мимо его взглядов на физическое, нравственное и умственное воспитание человека. В богатых книгохранилищах университета Иван Федоров мог познакомиться с трудами по вопросам педагогики. В XV в., например, неоднократно издавалось сочинение римского педагога Марка Фабия Квинтилиана (35—96 н. э.) «О воспитании оратора», имевшееся в университетской библиотеке. В текстах, подобранных Иваном Федоровым из Священного писания для Азбуки 1574 г., есть определенная перекличка со взглядами Квинтилиана на предназначение учителя, на необходимость для педагога быть требовательным, но сдержанным, на великий дар любви к детям. Уровень преподавания в Краковском университете был высоким. Здесь всегда были живы традиции таких блестящих педагогов, каким, например, был Ян из Глогова (1445—1507), учитель Николая Коперника.

Все, о чем шла речь выше, может быть сказано лишь в порядке гипотезы, но гипотезы очень вероятной. Создание начального учебника грамоты, каким и была Азбука Ивана Федорова, предполагает у его автора наличие серьезных познаний как в области грамматики, так и в сфере педагогической мысли. Такие знания в первой половине XVI в. можно было получить только в университете.

Источником для изучения педагогических взглядов великого русского просветителя служат составленные им учебники — Азбуки 1574 и 1578 гг. и предисловия в изданных им книгах. Следует сказать, что число учебных книг, выпущенных Федоровым, нельзя ограничивать только Азбуками. На Руси вплоть до конца XIX в. для обучения грамоте активно использовалась и литургическая литература, прежде всего Псалтырь и Часовник. Поэтому нельзя сбрасывать со счета Часовник, выпущенный двумя изданиями в Москве в сентябре—октябре 1565 г., а также Псалтырь с Часословцем, напечатанную Иваном Федоровым в белорусском городке Заблудове 23 марта 1570 г. Две Псалтыри выпустила в свет и первая, так называемая анонимная Московская типография, работавшая в 1553—1563 гг. В этой типографии, как считается, трудился и Иван Федоров. Определенный педагогический заряд несло Евангелие учительное, напечатанное Иваном Федоровым и Петром Тимофеевым Мстиславцем в Заблудове 17 марта 1569 г.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz