Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Великий русский гуманист и просветитель Иван Федоров

Тема «божественного» просвещения пронизывает все послесловие Ивана Федорова. «Божественное слово» у него обычно ассоциируется с книгой, которая, как сказано в послесловии Часовника 1565 г., «до вся роды человеча да просветит тех разум силою божественною по богатьству славы своея и утверди в любви... В разуме и во всяком чювствии со отложением злых деяний и восприятием духовных плодов». Цель Ивана Федорова и состояла в том, чтобы распространить просвещение «на восток лежащая части вселенныя росийское».

В предисловии к Евангелию учительному, написанному от имени гетмана Григория Ходкевича, на чьи средства была основана типография в Заблудове, сказано: «...и сию душеполезную книгу... к лучшему поучению и исправлению душевному и телесному народом... дали». Чтение книг — лучший способ морального совершенствования. В том же предисловии читаем: «...мнози... людие... сих книг читанием возмогут себе исправити».

Неустанно трудиться во славу просвещения Иван Федоров считал главной задачей своей жизни. Впоследствии, когда Ходкевич охладел к книгопечатанию и, желая вознаградить типографа, решил подарить ему поместье, предложив «земледеланием житие мира сего препровождати», Иван Федоров отказался и произнес при этом прекрасные слова: «Неудобно ми бе ралом (плугом) ниже семен сеянием время живота (жизни) своего сокращати, но имам убо вместо рала художьство наручных дел сосуды, вместо житных семян духовная семена по вселенной разсевати».

Мнение о необходимости просвещения в ту пору на Руси далеко не было общепринятым. Влиятельная группировка священнослужителей осуждала распространение книги в массах, утверждая: «Грех простым чести (читать) Апостол и Евангелие!» В арсенале гонителей книги был и такой немудрящий аргумент, как утверждение, что именно книга является причиной духовных недугов человека: «И аще кому прилучится недуг, от него же человек естественнаго смысла испадет, тоже прелщающе глаголют: зашелся есть в книгах!» Эти аргументы обскурантов, противников просвещения сохранили нам полемические послания старца Троице-Сергиева монастыря Артемия, одного из предшественников Ивана Федорова на ниве просветительства. Артемий противопоставил им свою гуманистическую позицию. «Никто же бо с разумом родися когда,— писал он,— но учитися всякому словеси надлежит нужа... от учения бо разум прилагается, яко же в святых людех глаголется, еже и до смерти учится подобает». Послания Артемия, с которыми Иван Федоров был знаком, могли оказать немалое воздействие на формирование взглядов первопечатника.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz